Сводная отчетность: как формируется, бухгалтерские принципы

Сводная бухгалтерская отчетность предприятияКогда у предприятия есть дочерние структуры и подразделения, то помимо обычной бухгалтерской отчетности, необходимо составлять и сводную бухгалтерскую отчетность. Сводные бухгалтерские отчеты готовит головная организация, где есть свод показателей всех предприятий холдинга, объединенных вместе, о финансовом состоянии на определенную дату отчета и показаны результаты общей финансовой деятельности.

Бухгалтерская отчетность предприятия бывает годовая, промежуточная, внутренняя и внешняя, квартальная. Все зависит от назначения отчетности, какая информация будет там, кому предназначается и других факторов. Также есть и сводная бухгалтерская отчетность, где отражаются данные о дочерних предприятиях.Виды бухгалтерской отчетности

Под консолидацией бухгалтерской отчетности понимается  суммирование одноименных отчетных статей головной организации и дочерних предприятий.

Понятие сводная бухгалтерская отчетность

Сводная бухгалтерская отчетностьЛюбая отчетная документация делается по определенным требованиям законодательства для обеспечения органов контроля информацией о движении финансов компании и оценки хозяйственных действий.

Также бухгалтерские отчеты могут служить и в качестве управленческого инструмента. Ведь по отчетам наглядно видно, какие действия и операции более доходные, какие более убыточные и можно сделать выводы о рентабельности различных направлений бизнеса, проанализировать, куда же вкладывать деньги.

То есть можно сказать, что бухгалтерская отчетность это документы, по которым можно составить полную картину об экономическом, имущественном предприятии за некоторый период времени, например год.

Под бухгалтерской отчетностью понимается бухгалтерский баланс и его приложения, где есть приложения с пояснениями, отчет о финансовых результатах предприятия.

Для чего нужна сводная отчетность?

Составление бухгалтерской отчетностиЛюбое предприятие на регулярной основе составляет квартальный или годовой отчет для налоговой инспекции.

При этом, если организация  большая, у нее есть дочерние компании, или она состоит из нескольких предприятий, в отчете отражается и деятельность каждого отделения или филиала.

Однако надо иметь в виду, что должно быть не несколько отчетов по каждому подразделению, а один общий и сводный документ, где будут указаны все нужные для анализа деятельности показатели. Это и будет сводный бухгалтерский отчет. В отчете будет отражаться и деятельность предприятий на территории России, и об отделениях и филиалах, расположенных за рубежом.

Обычно сводные бухгалтерские отчеты формируются, когда головная организация является владельцем более 50% акций Акционерного Общества или более 50 процентов уставного капитала ООО или если у организации есть право принимать решения для дочерних предприятий.

Виды сводных бухгалтерских ведомостей

Так как в сводную бухгалтерскую отчетность входят общие данные по нескольким филиалам или подразделениям, то она бывает следующих видов:

  • ведомость федеральных органов исполнительной власти. В данном случае  сводная отчетность делается отдельно по акционерным обществам, по унитарным компаниям, если часть доли находится в федеральной собственности;
  • данные связанных дочерних предприятий и структур.

В какие органі сдается сводная бухгалтерская отчетностьСводные отчеты делаются в 4-х экземплярах:

  • один для организации;
  • остальные для министерства финансов,
  • министерства экономики;
  • для государственного комитета статистики.

По унитарным предприятиям годовая отчетность отдается не позднее двадцатого пятого апреля, по акционерным обществам  не позднее первого августа.

Создание и построение сводных финансовых отчетов

Федеральній закон «О бухгалтерском учете»В федеральном законе «О бухгалтерском учете» отражены основные принципы формирования бухгалтерских отчетов, их ведения и оформления.

У организаций, как правило, есть своя учетная политика для ведения финансовой отчетности, которая учитывает нормы законодательства и данные самой организации, это количество работников, есть ли производство и другие моменты.

Выбранная учетная политика должна быть зафиксирована во внутренних документах организации и обязательно исполняться.

Это требование законодательства к финансовой документации предприятий. Это же касается и сводной документации, когда в организации или в их объединениях прописывается учетная политика, которая устанавливает порядок составления и сдачи бухгалтерской отчетности, сроки сдачи.

Кроме обычных требований к финансовой отчетности и сводных отчетов обязательно нужно соблюдать определенные нормы согласно приказу Министерства Финансов России от 30.12.1996 №112.Бухгалтерская отчетность

Требования к сводной отчетности:

  • Отчетность должна быть выполнена в единой валюте Россиидолжны содержаться сведения об активах и пассивах, доходах и расходах всех дочерних организаций, и также и головной;
  • должны использоваться одинаковые методы оценки каждой статьи отчетности для всех дочерних подразделений;
  • должны совпадать периоды формирования отчетности по каждой дочерней фирмы и бухгалтерского отчета головной организации;
  • должна использоваться единая валюта, валюта России.

Сводная документация должна быть полной, достоверной, целостной, измеряемой, последовательной, существенной, нейтральной и непротиворечивой.

Требования к отчетным документам

Сводная бухгалтерская отчетность нескольких связанных организаций должны соответствовать некоторым параметрам:

  • обязательно составляется именно по группе организаций, где управляет ими материнская организация;
  • целью отчета должно быть предоставление результатов финансово-хозяйственной работы нескольких компаний. Такая информация, как правило, служит источником информации для инвесторов и контролирующих органов;
  • так как сводная бухгалтерская отчетность дает понимание финансово-хозяйственного положения группы организаций, как единого целого, то в общем итоговом отчете должны складываться показатели даже исключаться внутригрупповые расчеты и доходы от операций;
  • также в сводной отчетности должно быть показано, какая доля активов и капитала всей группы не принадлежит головной организации.

Этапы создания сводной отчетности

Так как сводная бухгалтерская отчетность это совокупность нескольких отчетов, то ее создание происходит следующим образом:

  1. Сбор данных. Устанавливается единая дата, когда каждая дочерняя организация группы и материнская организация, в том числе отправляют главному бухгалтеру материнской организации отчеты за отчетный период.Сбор данных для сводной бухгалтерской отчетности
  2. Балансы суммируются, то есть по всем статьям бухгалтерского баланса построчно проходит суммирование показателей всех компаний. В результате получаются промежуточные оценки финансового состояния организации.
  3. Минусуем вложения в дочерние предприятия группы, кредиторскую и дебиторскую задолженность. Далее из сводного баланса нужно вычесть такие статьи расходов, как вложения в уставные капиталы дочерних предприятий группы, внутригрупповые займы, кредиты с датой погашения или выдачи менее или более чем через год от отчетной даты.
  4. Исключаем прибыли и убытки. Заключительный этап сводной бухгалтерской отчетности, когда нужно еще сделать сводный отчет о финансовых результатах. Что бы его сделать, нужно показатели суммировать, и из них вычесть доходы и убытки, полученные от хозяйственных операций между дочерними предприятиями группы, или между дочерними организациями и головной организацией.

В итоге в сводной бухгалтерской отчетности будут только суммы по прибылям, убыткам и дивидендам головной организации, где учитываться будет деятельность предприятий всей группы.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: