Ценовая политика – это совокупность правил, способов и принципов, согласно которых предприятие формирует стоимость производимых товаров и услуг. Складывается она из двух компонентов: стратегии и тактики относительно ценообразования.
Ценовая политика должна меняться в зависимости от перемен рыночной ситуации. Это не только способ получения максимального дохода, но и достаточно веский аргумент в условиях конкуренции. Цена должна формироваться так, чтобы быть привлекательной для покупателя, при этом обеспечивая предпринимателя желаемым размером прибыли. Взаимосвязь цены с маркетингом определяет рентабельность и финансовую устойчивость предприятия.
Ценовая политика воздействует на всю работу производства предприятия. Выражаясь кратко, суть ее состоит в установлении на продукцию предприятия цен и способность менять их в зависимости от изменений на рынке, чтобы снизить до минимума потери прибыли на предприятии и решать сопутствующие вопросы жизнедеятельности.
Содержание статьи:
Общие сведения
Цель создания и развития любой компании заключается в получении максимальной прибыли, то есть финансовой выгоды, полученной от продажи его активов. Однако, надо помнить, формируя цены, что отклонение от стоимостей, используемых розничными продавцами не должно быть больше 20%.
Цены контролируются налоговыми органами и являются основным инструментом финансовой политики предприятия. Именно они считаются средством управления конкретными отношениями между предприятием и покупателями, оказывают влияние на дальнейшее развитие компании. Цены определяют прибыльность компании и ее жизнеспособность, а также служат важным фактором, определяющим финансовую независимость, и являются главным инструментом соперничества с конкурентами в рыночных условиях. Стоимость продукции для компании является не только одним из основных факторов, определяющим его прибыльность, но также критерием успешного сбыта товаров.
Цена как стратегический инструмент
В данном случае, цена является инструментом, дающим компании определенную выгоду:
- Применение цены исключает сопутствующие финансовые расходы, которые могут присутствовать при осуществлении мероприятий по рекламе либо индивидуализации товара.
- Покупателей больше устраивает определенная цена на продукт, чем на основе рекламных мероприятий.
- Даже когда основными способами стимулирования являются организация рекламных мероприятий и персональных продаж, цена используется как серьезное средство их регулирования.
Уровень формируемой цены должен отвечать пожеланиям покупателей, их ожидаемой выгоде, получаемой от приобретения товара. Ведь в случае, если цена будет завышена, то продукция может быть не реализована, либо продана, но в значительно низком объеме.
Суть ценовой политики включает в себя следующие моменты:
— так как продукция производится для потребителя, нужно определить наиболее высокую стоимость, которую он может заплатить за товар,
— нужно следить за ходом изменения размеров продаж в зависимости от изменений цены,
— учитывать все затраты, возникающие в процессе изготовления и сбыта продукции,
— анализировать уровень рыночной конкуренции и ценовой политики партнеров и конкурентов,
— определить минимальную стоимость продукции, которую нельзя преступать,
— определить самый высокий процент скидки, который не повлияет на финансовое положение компании.
Стратегии
Существует ряд ценовых стратегий:
- — Стратегия высоких цен — предполагает реализацию изначально выше затрат производства, а потом их снижение. Это применимо к новым образцам продукции, защищенной патентами. Такая стратегия применяется при условии повышенного потребительского спроса, когда покупатель воспринимает высокую цену как гарант достойного качества товара.
-
— Стратегия низких цен — проводится с целью увеличения спроса. Эта стратегия прекрасно работает на рынках с высоким объемом производства, когда понижение цен резко повышает спрос. За счет масштабного производства предприятие сохраняет низкие цены.
- — Стратегия дифференцированных цен — предусматривает формирование цен комбинируя их с различными скидками. Эта стратегия направлена на взаимодействие с покупателями, в которых заинтересована компания, предлагая им продукцию по льготной цене.
- — Стратегия гибких цен — цены формируются в соответствии с покупательскими возможностями клиента.
- — Стратегия стабильных цен — устанавливаются цены и остаются неизменными.
- — Стратегия неокругленных цен — устанавливается цена не за $ 50, а за $ 49,99. При этом, покупатель воспринимает цены как заниженные и др.
Прежде чем выбрать какую-либо ценовую политику, необходимо тщательно анализировать складывающийся ценовой уровень. Представление об уровне цен складывается из анализа цен аукционов, биржевых сделок, предложений крупных компаний и т.д.
Надо отметить, что ценообразование – это один из основных разделов управления
Неправильное его ведение может не только понизить характеристики финансово-хозяйственной деятельности, но и привести к банкротству. Некорректные ценовые решения могут привести к нежелательным последствиям не только самой компании, но и покупателей, конкурентов, партнеров. Их не всегда можно спрогнозировать и, соответственно, своевременно предотвратить.
Это актуально в связи с нынешними рыночными условиями, когда покупательская способность падает, снижается прибыль, необходимая для стабильной деятельности компании. Большое значение имеет грамотная корректировка реальной ценовой стратегии и организация процесса формирования цен.
Активный характер современной отечественной экономики вызывает некоторые сложности в механизме хозяйствования, когда необходимо приспосабливаться к новым методам рыночного управления. Одной из основных проблем является разработка нового ценообразования в условиях кризиса.
Возникла потребность в понимании ценовой ситуации рынка и формировании своей, эффективной для компании ценовой политики. Для этого необходимо исследовать экономическую ситуацию и ценообразование в рыночных условиях, провести анализ политики цен компании и разработать мероприятия по модернизации этой политики.
Чтобы этого достичь нужно сформировать и решить следующие вопросы:
— проанализировать все этапы формирования цен,
— определить значение ценообразования для компании,
— обозначить экономические особенности компании,
— исследовать принципы формирования цен на предприятии,
— определить взаимодействие ценовой политики компании и результатов финансовой деятельности,
— сформировать предложения и подобрать рациональный способ ценообразования в компании,
— представить варианты развития ценовой тактики компании.
В экономике компании основным принципом ценообразования является восполнение затрат на производство и сбыт товаров и услуг, получение дохода в размере, позволяющем осуществление воспроизводства, оплаты налогов, формирование фонда потребления в размере, создающем определенную норму жизни сотрудников компании. Желание получить наиболее высокую прибыль, вызывает потребность в формировании каждой организацией своей ценовой политики.