Планируя и начиная свой собственный бизнес, самое главное правильно рассчитать его рентабельность, чтобы деньги в него вкладываемые не прогорели. На развитие собственного дела влияет множество факторов и параметров, которые нужно учитывать, чтобы бизнес не был убыточным и провальным. Одним из важных показателей является окупаемость бизнеса, его рентабельность, то есть срок, за который вложенные деньги окупят себя и принесут прибыль. Чем меньше срок окупаемости, тем выше рентабельность бизнеса и предприятия.
Содержание статьи:
Способы расчёта срока окупаемости
Одной из главных проблем начинающих бизнесменов является вопрос окупаемости нового проекта.Это один из главных критериев при принятии положительного решения о создании бизнеса, чтобы знать, в течение какого времени прибыль от ведения бизнеса будет идти только возврат вложений.
Здесь важны два показателя — это абсолютный и относительный. Абсолютный это есть результат, который был получен от инвестиций и измеряется приростом прибыли.
Одним из способов расчета срока окупаемости — это не дисконтированный метод расчета.
Давайте рассмотрим на примере, чтобы было проще понять суть метода. Например, для производства какого-то товара вы покупаете оборудование на общую сумму 100000 рублей. Для этого вы должны рассчитать себестоимость производимого товара, в нее входит стоимость сырья, расходы на производство, амортизация оборудования. Возьмем, что себестоимость единицы товара будет равна 100 рублей, и что изготавливается она за один час. Значит, за смену будет изготовлено 8 товаров. Исходя из этого, можно рассчитать за какой период времени можно будет вернуть денежные средства, которые были вложены в производство. Формула срока окупаемости: Срок окупаемости=стоимость производственного оборудования/себестоимость товара за один месяц = 100000/800*25=5 месяцев.
Но это очень простой расчет, здесь виден по какому принципу и порядку нужно рассчитывать.
Для сложного и серьезного проекта нужно учитывать все расходы, понесенные при производстве и реализации товара, риски, что, в конечном счете, все вместе и влияет на окупаемость затрачиваемых денежных средств.
Для человека, который хочет начать свой бизнес, нужно правильно рассчитать окупаемость проекта и его рентабельность. Это можно сделать самостоятельно, и обратившись к финансовому специалисту.
Нужно учитывать рыночные факторы, какой спрос на товар, на каком этапе могут быть задержки при реализации или производстве товара. Информации сейчас много, и в книгах и различных сайтах.
Окупаемость арендного бизнеса
Арендный бизнес — один из самых простых и надежных вариантов инвестирования.
Также важно, что здесь не требуется постоянное присутствие и вовлеченность владельца в сам процесс. Если помещение и арендатор выбраны правильно, то сдача его в аренду может приносить постоянный и стабильный доход. При этом такую деятельность можно совмещать и с другим бизнесом.
На первый взгляд оценка рентабельности и окупаемости арендного бизнеса не должна быть сложной, нужно сопоставить доход от аренды и стоимость, чтобы получить срок окупаемости, главный показатель арендного бизнеса.
Стандартный срок окупаемости коммерческой недвижимости составляет 9-10 лет. Срок окупаемости в 7-8 лет для коммерческой недвижимости с арендатором найти уже достаточно сложно.
При этом, продавцы, покупатели и оценщики могут по-разному рассчитывать срок окупаемости. Здесь разница будет в том, какой показатель будет считаться доходом при расчете окупаемости.
Продавец, как правило, берет сумму арендных платежей за год и на эту сумму делит цену продажи. Если продается помещение площадью 220 квадратных метров, которое сдается за 1000 рублей за квадратный метр в месяц за 22 миллиона рублей, то расчет будет следующим. В месяц доход получается 200 тысяч рублей, а в год 2 миллиона 400 тысяч рублей, тогда окупаемость получится 20 млн/2,4 млн8,З года. И при продаже такой недвижимости будет указан именно этот срок.
Также бывает, что с арендатором заключен долгосрочный договор аренды, и каждый год происходит индексация 7,5%. В этом случае за каждый год считается сумма аренды, учитывая индексацию, все суммируется. То есть здесь срок окупаемости будет меньше.
Расчет покупателей
Покупатели подходят к расчету немного по другому, акцент делается именно на доход наличными деньгами, так сказать чистый доход, за вычетом всех расходов.
К расходам относят налог 6% от доходов, расходы на охрану, уборку, аренду или оплату каких-то коммунальных услуг. Чем больше и крупнее объект, тем больше с ним расходов ложится именно на собственника.
С помещением площадью 200 квадратных метров, возможно, что все расходы, связанные с содержанием, несет арендатор, а остальные расходы несущественны.
Также, если покупатель индивидуальный предприниматель с УСН, то у него будет налог 6%. И расчет прибыли и окупаемости будет учитывать сумму налога в 144 тысячи рублей. Чистый доход за два года составит 2256 тысяч рублей, и окупаемость составит 8,9 лет. Поэтому, округлив срок до 9 лет, покупатель решит, что это достаточно долгий срок, разница с заявленными 7 годами существенна.
Для более крупных объектов арендного бизнеса, например торговый центр, у которого площадь будет порядка 4000 или 20000 квадратных метров, по расчетам покупателя срок окупаемости может быть и выше, достигать и 12 лет.
Объект недвижимости становится более привлекательным при удачном местоположении, этажности, при хорошем состоянии, престижности, адекватной арендной ставке и цене на квадратный метр, отсутствие юридических махинаций.
Но основным критерием является именно окупаемость, и если она выше того срока, на который готов покупатель, то этот объект не рассматривается.
Расчет поставщиков
Оценщики, как правило, проводят свой анализ рынка по арендным ставкам для подобных помещений, и с некоторыми корректировками определяют, какой для данного объекта рыночный уровень ставки аренды. При этом они не учитывают уже заключенные договора аренды недвижимости, и это не влияет на оценку.
Оценщики анализируют объявления с сайтов и таким образом определяют рыночную ставку аренды. Здесь важен опыт и профессионализм оценщика, знание важных факторов, которые влияют на арендную ставку, чтобы не ошибиться в оценке.
И в объявлениях цена на объект может не соответствовать рыночной, а быть завышенной, и из-за этого не сдаваться уже полгода.
Оценщики, исходя из сравнительного подхода к оценке, ориентируется не только на доходный подход, но и на расчет стоимости недвижимости и его квадратного метра. Здесь не учитывается наличие арендатора, арендный доход. И итоговая стоимость определяется как среднее значение между расчетами по арендной доходности и стоимости метра.
Здесь играет свою роль механизм усреднения, и в результате оценщики получают стоимость как раз между цифрой покупателей и продавцов.
Каждый участник сделки формирует оценку исходя из своих целей.
Цель продавца — продать объект подороже, и как можно скорее, поэтому на расходы он не обращает внимание.
Для покупателя важнее окупить вложенные средства с хорошей доходностью, и покупатель учитывает именно чистый доход.
Оценщиков, как правило, не интересует, что будет дальше с объектом, главное сделать отчет об оценке для экспертизы.