Мотивация и стимулирование персонала

Мотивацией является побуждение сотрудников к работеПрактически на всех предприятиях существует мотивация и стимулирование персонала. Прочитав эту статью, вы узнаете, что это такое и как это делается. Каждый сотрудник лучше будет работать за обещанную премию, чем под угрозой штрафа. Однако, здесь ещё нужно разобраться, чем руководствуется начальство при назначении поощрений или выставлении штрафов.

Также статья расскажет вам о том, как сохранить полученные результаты и поддерживать мотивацию персонала на достигнутом уровне.

Определение мотивации и стимулирования персонала и их отличие

Термины мотивация и стимулирование очень близки друг к другу и многие считают, что это одно и то же. Однако они немного отличаются. На эту тему часто пишут рефераты, а также курсовая работа и даже дипломная работа может быть написана по этой теме.

Мотивацией является побуждение сотрудников к работе на результат, созданное чем-то на стороне и поддерживаемое самим работником. Мотивация всегда основана на каких-либо потребностях. Мотивация есть двух видов: внешняя и внутренняя.

Стимулированием персонала является использование руководством факторов воздействия. Именно они движут работой сотрудников, повышают производительность труда каждого из них и всего коллектива. Мотивация является внутренним побуждением к активности. Она может возникать без воздействия извне. Этим она и отличается от стимулирования, которое в основном заключается в жёстких мерах.

Например, если человек работает торговым представителем или менеджером по продажам, то величина его зарплаты зависит только от того, сколько он наработает себе клиентов. В компании, в которой этот человек работает, внедрили систему мотивации, но тот человек вышел в лидеры ещё до этого. В процессе трудовой деятельности он стал лучшим сотрудником только потому, что хорошая работа была его единственным шансом получать больше денег и благодаря этому осуществлять свою мечту — ежегодную поездку на море. Если кратко, все действия по мотивации и стимулированию направлены на увеличение рациональности труда и получении прибыли предприятием.

Высвобождение персонала — снижение объема работ или его полное сокращение. Высвобождение может быть абсолютным или частичным. Последнее характеризуется тем, что уменьшается только объем работ, а количество работников остаётся прежним. Абсолютное же характеризуется тем, что вместе с объемом работ сокращается и количество сотрудников.

Способы мотивации и стимулирования персонала

Чтобы сотрудники получали от процесса работы не только практическую пользу, но и моральное удовлетворение, нужно пробуждать в них желание хорошо трудится.

Способы побуждения делятся на три категории:

  1. Материальная мотивация персонала

Такой способ является самым любимым всеми работниками и очень надёжным. Особенно актуально материальное стимулирование во время кризиса, но и в другое время никто от этого не откажется.

Виды материального поощрения:

  • традиционные — премии (квартальные, годовые, надбавки за повышение квалификации, проценты за перевыполнение плана и так далее);
  • особые вознаграждения — они выдаются сотрудникам за их достижения в соответствии с их увлечениями. Например, билеты в театр, абонемент в спортзал, подписка на журнал, оплата путевки, оплата обучения и так далее;
  • разовые поощрения — они не зависят от работы сотрудников, но свидетельствуют о поддержке начальства своих работников в личной жизни. Например, это деньги на свадьбу, юбилей, рождение ребенка или помощь в случае смерти члена семьи.
  1. Нематериальная мотивация персонала

Большинство наших людей хотят осознавать свою значимость. Люди считаются со мнением других, как они будет выглядеть в их глазах. Поэтому похвала и знает внимания со стороны начальства имеют в деле стимулирования персонала далеко не последнее значение.

Виды нематериального поощрения:

  • Мотивация всегда основана на каких-либо потребностяхблагодарность (устная или письменная);
  • вручение почетных грамот;
  • запись в трудовой книжке;
  • на доске почета фотография с характеристикой и так далее.

Сюда также относятся всякие коллективные награды, которые сплачивают коллектив в неформальной обстановке. Например, это выезды на пикник, природу, корпоративные вечеринки, поход всем коллективом в театр или кино.

СПРАВКА! Некоторые люди считают, что такие поощрения было актуальны давным давно. Однако, на практике такие методы поощрения очень популярны и сегодня. Например, в системе таможенных органов, да и во всех остальных организациях.

Существуют также чересчур нестандартные способы. Это например, внеурочной выходной для женщин во время распродажи, для мужчин — в день важного футбольного матча. Или организация бюджетного детского сада для детей сотрудников.

Например, на западе есть практика открытия магазинов для сотрудников организации. Товары в этом магазине можно купить только за валюту, выпускаемую внутри предприятия и имеющую ценность только внутри него. Такая валюта выдаётся сотрудникам за какие-то достижения на производстве.

  1. Применение санкций

Такой способ является наиболее нежелательным для стимулирования. Чаще всего он применяется не для увеличения мотивации, а для борьбы с постоянными нарушениями.

С помощью наказаний можно добиться от работников дисциплины, но вот повысить качество — вряд ли. Сюда же относятся выговоры и другие меры. Самыми ощутимыми всё-таки являются материальные наказания в виде штрафа или лишения премии.

Получение от персонала максимальной отдачи

Для любого руководителя вопрос получения от своего персонала максимальной отдачи является первостепенным. Мотивация и стимулирование персонала должны применяться таким образом, чтобы каждый работник работал во все свои силы и при этом чувствовал себя незаменимым участником процесса, а не просто рабочей лошадью.

5 шагов для получения от персонала максимальной отдачи

  1. Изучение потребностей сотрудников

Для изучения потребностей работников проще всего рассмотреть Пирамиду Маслоу. Она наиболее четко отражает все человеческие потребности — от самых обычных до самых возвышенных.

Особенно нужно обратить внимание на верхнюю категорию, а именно потребности в самосовершенствовании и самореализации. Перенесите это на специфику работы фирмы и каждого работника и вы получите формулу, с помощью которой разработаете наиболее действенную методику мотивации в коллективе.

  1. Принятие решения, какие способы мотивирования и стимулирования применять

Для этого нужно провести опросы и анкетирование среди сотрудников по определению их потребностей. Руководители отделов тоже могут помочь в этом деле.

Здесь важен подход индивидуально к каждому сотруднику, так как дав добросовестному трудяга творческое задание, модно загубить всё дело. И наоборот, нагрузив инициативного сотрудника рутиной, можно загубить в нем желание развиваться. Поэтому все эти факторы должны обязательно учитываться при выборе способов мотивации.

  1. Составление системы поощрений и наказаний

Системы мотивации, подходящей для всех коллективов, нет. Но существуют некоторые принципы, по которым ее можно создать:

  • Мотивация есть двух видов: внешняя и внутренняявсе формулировки должны быть четкими. К примеру, если речь идёт о материальном вознаграждении, то нужно обозначать конкретные суммы, которые работники получат за конкретные достижения;
  • каждое положение о мотивации и стимулировании персонала нужно пересматривать каждый месяц. Ориентироваться стоит исключительно на те бумаги, которые актуальны на сегодняшний день;
  • абсолютно все поощрения или наказания обязательно должны быть выполнены;
  • хвалить работника необходимо публично, а вот наказывать — только наедине.

ВАЖНО! При всем этом нужно помнить, что наказывать или поощрять стоит не самого работника, а только его поступки.

  1. Реализация намеченных мероприятий

О запуске мотивационной системы на предприятии необходимо объявить на общем собрании. Если организация очень крупная, то генеральный директор должен объявить об этом руководителям всех подразделений, которые в свою очередь пролетают тоже самое со своими подчинёнными.

Во время этого объявления обязательно должна быть озвучена основная цель этих нововведений. Это нужно для того, чтобы работники осознавали себя частью очень сложного и важного процесса, а не просто хотели получить поощрение.

  1. Получение результативной работы персонала

В случае правильно разработанной системы мотивации и всех учтенных факторов, она оправдает себя в любом случае. Результаты появятся очень быстро. Но чтобы полученный результат в дальнейшем не уменьшался, нужно все время анализировать проводимые мероприятия по стимулированию и мотивации и корректировать внедренную систему.

Советы, чтобы не допустить потери мотивации персонала

В случае получения от внедренной системы мотивации хороших результатов, нудно подумать, как его сохранить. Для этого нужно:

  1. Больше мотивируйте, чем стимулируйте 

Стимулирование работников может быть негативным и позитивным. Часто оно находится на границе с введением санкций. Нужно уделять больше внимания мотивации, чтобы не пришлось потом бороться с последствими негативной стороны стимулирования. Проявится она обязательно. Мотивация более позитивная и надёжная методика.

  1. Сделайте благоприятную обстановку на работе

Качестве выполняемой работы зависит от условий труда и качества жизни. Чтобы работник хорошо выполнял свою работу, он ещё должен и также хорошо отдыхать.

Для улучшения условий труда необходимо:

  • создать комфортные условия труда, а именно оборудовать помещение кондиционерами, если жарко, и обогревателями, если холодно;
  • поставить кулеры с чистой питьевой водой;
  • сделать комнату отдыха в отдельном помещении;
  • если предприятие большое, то стоит сделать там столовую для сотрудников.

СПРАВКА! Понятно, что такие и подобные мероприятия нужно проводить в соответствии с деятельностью организации и спецификой подразделений.

  1. Обращайте внимание на жизнь персонала

Интересуетесь ей, это поможет делать правильные ходы и изменять систему мотивации. Это приблизит начальство к коллективу и создаст межу ними доверительные отношения.

На самом деле человеческий фактор лежит в основе любых коллективных взаимоотношений, насколько бы не была сильна перспектива карьерного роста. В образовательной организации это тоже работает.

Заключение

Мотивация и стимулирование персонала являются взаимосвязанными процессами в системе управления. При этом мотивация является предпочтительней, потому что создаёт внутренний настрой на результат. Стимулирование же чаще всего имеет негативную окраску.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: