Маржа – ключевой показатель оценки экономической деятельности предприятия. Рассчитывается маржа в денежном (наценка) и процентном (прибыль) выражении.
В абсолютных показателях они всегда одинаковы, а вот в процентных – разные.
Для их вычисления необходимо знать показатели цены и себестоимости.
Как рассчитать маржу
Рассмотрим сначала формулу для расчета маржи в денежном эквиваленте:
Маржа = Цена продажи – Себестоимость продукции,
Для расчета маржи в процентном выражении применяется другая формула:
Маржа = (Цена продажи – Себестоимость продукции) / Цену продажи * 100.
Из формулы видно, что при увеличении цены, маржа также должна повышаться. Если эта закономерность нарушается, — необходимо пересмотреть ценовую политику предприятия.
Отличие маржи от наценки
Как уже отмечалось выше, показатели в процентном выражении наценки и маржи отличаются (маржа относится к цене, а наценка – к себестоимости). Наценка – параметр, позволяющий организации получать прибыль и покрывать расходы. А маржа – это экономический результат уже после наценки, то есть итоговая цена товара складывается из себестоимости и наценки.
Какая бы не была наценка, она всегда будет больше маржи, причем маржа никогда не превысит 100 %, иначе себестоимость товара будет равна нулю.
Рассмотрим эту теорию на конкретном примере — исходные данные предприятия:
- объем продаж – 100,
- наценка 50 %,
Вычисляем по формуле себестоимость: (100-себестоимость)/себестоимость=50 %, из этого уравнения себестоимость составит 66,67. Далее определяем маржу: 100-66,67=33,33, что составляет 33,33 %.
Таким образом, зная исходные данные, рассчитать показатель маржи совсем несложно. Для ускорения процесса можно использовать стандартную таблицу в формат Excel.
Показатель маржи характеризует финансовый запас организации и позволяет своевременно определить «слабые места» в ценовой политике компании и вовремя принять соответствующие меры.
Наценка и маржа показывают в динамике изменение ситуации на производстве с течение времени. Это взаимосвязанные параметры — при необходимости выхода на «новый уровень» прибыли, необходимо рассчитать такую наценку, которая позволит её получать.
Зачастую, на предприятиях сравнивают показания маржи за отчетные периоды (месяц, квартал, год). Исходя из него, организуют работу сотрудников, ведут бухгалтерский учет, вносят корректировки в ценовую политику, анализируют рентабельность организации.
Сравнение данных в разных периодах позволяет определять общую тенденцию: подъем или спад, рост затрат или падение прибыли – на основании которой и строится дальнейшая политика на предприятии.