Еще недавно молочную отрасль в России можно было описать, как находящееся в негативном состоянии, с сокращением производства и падением качества молочных продуктов. Но в последнее время идет положительная динамика и рост молочной промышленности в целом, ситуация исправляется. Некоторые торговые сети стали более часто заключать договора сотрудничества с российскими фермерами, ведь они молоко и производят и перерабатывают. Жители нашей страны также стали больше употреблять в пищу продукты своей страны, местные и следить за здоровьем.
Содержание статьи:
Значение молочных продуктов и перспективы молочной фермы
То есть вырос спрос на молочные продукты, и возросло количество желающих обзавестись фермерским хозяйством. При этом, спрос на сырое молоко в нашей стране пока больше, чем предложение. В России производить молоко считалось выгодным для крупных молочных комплексов.
Но дефицит сырья обратил внимание переработчиков на мелких производителей, при этом у них не завышены цены и качество товара высокое.
Чтобы оценить перспективы открытия фермерского хозяйства, нужно рассмотреть основные важные моменты и составить бизнес-план молочной фермы.
Размер инвестиций зависит от планируемых масштабов производства, целесообразно открывать молочную ферму при наличии хотя бы 250 голов крупного рогатого скота. Ведь даже если их будет меньше, то на оборудование и обустройство помещений придется вложить приличную сумму, порядка 5,5 миллионов рублей. Нужно будет построить функциональный животноводческий комплекс, подобрать квалифицированный и опытный в сельском хозяйстве персонал.
Бизнес-план для молочной фермы можно составить самостоятельно или заказать его составление у профессионалов.
Рынок молока
Молоко – это стратегически важный продукт, его потребление должно быть примерно 450-500 кг в год на человека. На практике потребление молока в 2 раза меньше нормы. По данным экспертов молочный рынок каждый год растет на 2-3%.
Из других стран молоко импортируется к нам в основном только из Белоруссии. При этом наши мощности по переработке молока заняты всего на 70%.
Из регионов России лидерами по производству молока являются Татария, Башкирия, Алтай, Краснодарский край, Ростовская область.
Как составить бизнес-план молочной фермы
Для составления бизнес-плана молочной фермы нужно изучить спрос на будущую продукцию, какие тенденции есть на рынке, какие существуют программы поддержки для молочных производителей и обратить внимание на уже успешно работающие такие комплексы.
В целом, при организации хозяйства нужно ориентироваться на современные технологии и процессы по содержанию коров, их механизацию.
Повысить рентабельность молочного бизнеса можно благодаря использованию сочного и качественного корма, механизированного и роботизированного оборудования, которые автоматизируют учет надоя, охлаждение.
Современные аппараты автоматически промывают продукцию, дезинфицируют ее, все это дает в результате молоко высоко качества.
Анализ рынка
Среди основных конкурентов российских молочных ферм это импортные крупные компании, которые контролируют некоторые крупные сегменты рынка.
Несмотря на то, что сейчас на рынке достаточно большой выбор и ассортимент молочных продуктов, нового участника рынка это не должно напугать, бизнесмен может найти нишу для своей молочной продукции.
Главное найти золотую середину и сочетать в продукции высокое качество, доступные для потребителей цены, приятную упаковку.
Высокую конкуренцию для производителя скоропортящихся продуктов составляют крупные предприятия, которые производят и помещают свою продукцию в упаковку, в которой увеличивается срок хранения товара. Также есть проблема в работе с сетевыми магазинами, их монополизацией рынка. А к качеству молочной продукции и к ее маркировке предъявляются достаточно высокие требования.
Все эти условия заставляют не крупного и местного производителя покупать современное и не дешевое оборудование для упаковки товара, для нанесения штрих-кодов на упаковку товара. Не всем и не всегда по силам понести такие затраты.
После правильного производства, упаковки товара нужно ее реализовать. Реализовать молочную продукцию через крупные торговые сети также не просто.
Для этого нужно вначале внести достаточно большой вступительный взнос, оплата за товар производится с отсрочкой в двадцать дней, и товар, не проданный в срок, возвращается.
Но даже учитывая все сложности, открытие своего молочного фермерского бизнеса достаточно выгодно и привлекательно. Потому что в настоящее время государство пытается восстановить в России этот вид бизнеса, чтобы было импортозамещение, и для этого создает для фермеров помощь и поддержку.
Как составить производственный план для создания молочной фермы
Для того чтобы создать и наладить производство молочного бизнеса, нужно понять и сформировать основные этапы. Это:
- расчет количества поголовья и породы скота;
- выбор нужного помещения;
- покупка необходимого оборудования;
- закуп корма для животных;
- набор сотрудников для работы на ферме;
- поиск каналов реализации товаров.
К помещению есть определенные требования, в нем должно быть несколько отделений – родильное, доильное, отдел, где будут жить телята, дойные коровы.
Нужно выбрать и купить для производства на молочной ферме современное и высокотехнологическое оборудование, в конечном счете, это поможет сэкономить на производстве, потому что будет выпускаться качественный товар по современным требованиям и стандартам.
Для работы на современном оборудовании нужны квалифицированные сотрудники, экономия на этом может привести к еще большим затратам.
Составление финансового плана для молочной фермы
При составлении финансового плана для молочной фермы и планировании расходов и доходов нужно обратить внимание на такие периоды, когда есть обычные расходы, а доходов нет.
Например, животным всегда нужно покупать корм, платить за коммунальные услуги, а коров доить нельзя.
Поэтому правильно будет заранее сформировать резервный капитал, ведь могут возникнуть и другие обстоятельства, например, болезнь.
Можно попробовать сэкономить и самостоятельно, путем заготовки кормов, и организации розничной продажи молока, причем это выгоднее, чем сдавать молоко, как сырье.
При планировании финансового плана для молочной фермы нужно знать, какой вариант будет у вас:
- ферма в промышленных масштабах, это наличие 50, 100 или 200 голов скота. В таких масштабах, возможно, получать хороший доход, при этом и первоначальные инвестиции будут значительные, так как для такого бизнеса потребуется современное и функциональное оборудование автоматизированное оборудование, большой участок земли, и большое количество животных.
Чтобы приобрести современный доильный и молочный блок, телятник для животных, понадобится примерно 6-7 миллионов рублей.
Стоит сказать, что приобретая сразу дорогое оборудование, вы значительно сможете сэкономить на оплате зарплаты сотрудников.
При закупке коров придется заплатить за каждую примерно 30-40 тысяч рублей, в зависимости от породы скота и наличия нужных прививок.
Если делать расчет на количество в сто голов, то за стадо нужно будет заплатить порядка 2,5-4 миллионов рублей.
- Небольшая ферма будет хорошим вариантом для тех, у кого есть небольшие сбережения, которых хватит для старта. Хорошо, если вы проживаете где-то в селе или рядом, чтобы контролировать процесс. Чтобы организовать работу фермы, нужно найти место в деревне с участком земли с сараем, хозяйственными постройками. Потребуется купить около 20 голов скота, корм для них и требуемое оборудование.
Как организовать график запуска для молочной фермы
Перед открытием молочной фермы нужно пройти регистрацию, например, как крестьянско-фермерское хозяйство.
Обычно при такой форме речь идет об открытии семейного бизнеса, когда один человек становится главой хозяйства, остальные как члены и сотрудники хозяйства.
Процесс открытия молочной фермы состоит из следующих этапов:
- Разработка бизнес-плана. Срок – 1 месяц.
- Регистрация предприятия.
- Поиск необходимого помещения.
- Покупка животных и корма для них.
- Приобретение оборудования.
- Поиск каналов для реализации продукции.
- Начало работы молочной фермы.
- Составление маркетингового плана и поиск рынка сбыта
Разработка любого проекта подразумевает наличие рынка сбыта и четкое понимание будущего ассортимента товара.
Организовать реализацию производимой продукции можно следующими способами:
- Заключить договор с розничными сетями, расположенными рядом. Нужно пообщаться с руководителем сети магазинов и провести переговоры.
- Работа с оптовыми компаниями, которые потом поставляют товар в супермаркеты.
- Рассмотрение вопроса поставки непастеризованных продуктов в больницы. Здесь организация таких закупок идет с помощью тендера, и нужно знать, какие нужно документы, какие котировки.
В начале работы фермы, когда еще идет непостоянный надой молока, можно продавать товар на небольших рынках и нанимать для этого сотрудников.
Риски
На российском молочном рынке есть потребность в молоке, поэтому найти нишу для своего товара можно. Если товар составит хорошую конкуренцию, то можно вытеснять с рынка импортные товары.
Однако в процессе работы нужно учитывать различные риски, которые нужно будет преодолевать, чтобы финансовое положение было устойчивым.
Прежде всего, это ценовые риски при производстве и продаже молока, расходы на покупку корма и оплата труда. Молочный бизнес сам по себе рискованный, если будет засуха или наоборот слишком много влаги, это может серьезно подорвать финансовое положение фермера.
Есть риск финансового, политического и трудового плана. Это, например, это постоянное наличие денег для оплаты счетов, собственных средств. Это характеризует платежеспособность фермера.
Риски сопровождают неопределенность, непредсказуемость и нестабильность в разных ситуациях. И полностью, конечно, нельзя избежать, но стремиться нужно.
Для организации молочного бизнеса требуется вложение денег и сил, особенно на начальном этапе будет сложно. Постепенно рабочий процесс наладится, и доход будет стабильным, и со временем можно будет увеличивать производство.