Как взыскать дебиторскую должность?

Взыскание дебиторской задолженности вопрос интересный, а главное актуальный для новичков в предпринимательском деле, да и для опытных предпринимателей. Как все это устроено и что делать, если оказались в непростой ситуации, поговорим именно о дебиторской задолженности.

Что из себя представляет взыскание дебиторской задолженности? Перед тем, как разбирать подробности данной темы, для начала нужно узнать, что вообще обозначает данный термин. У каждой второй коммерческой организации имеются дебиторские долги.

Дебитор – это сам должник, предприниматель, который не погасил свой долг за какие – либо поставки или услуги в сроки, указанные в договоре.

Общие сведения

Дебиторская задолженность – это и есть весь долг, а если быть точнее та сумма, которую компания задолжает поставщикам на какой – либо товар или услугу.

Сам термин ближе к бухгалтерии, чем к сфере права. Не смотря на это, данные вопросы рассматриваются именно в арбитражном суде, используя кодексы РФ: Гражданский и Арбитражный и Закон об исполнительном производстве.

Причины долгов абсолютно разные, одни просто не хотят выплачивать долг, другие не в состоянии это сделать из – за проблем с финансами, а третья категория предпринимателей, которые ведут друг с другом споры по поводу взаимных обязательств.

Дебиторские долги можно поделить следующим образом:

  • Нормальный долг – долг, окончательные сроки выплаты которого еще не наступили;
  • Просроченный долг – долг, оплата которого должна была состояться уже давно;
  • Сомнительный долг – долг, который не оплатили в установленные договором сроки, при этом, нет никакой гарантии банка или залога;
  • Безнадежный долг – по каким – либо объективным причинам выплата долга невозможна.

По срокам погашения долга:

  • Краткосрочный долг – оплата должна быть произведена в течении одного года, с того момента, когда был подписан договор.
  • Долгосрочный долг – погашение долга должно произойти спустя двенадцать месяцев после того, как был подписан договор и образовалась задолженность.

Еще один вариант разделения:

  • Просроченный долг – долг, оплата которого должна была состояться уже давно;Оправданный долг – фактически долг еще не образовался, но для того, чтобы его выплатить есть несколько недель;
  • Неоправданный долг – долг не оплачен, из –за бухгалтерской ошибки, при этом, сроки текут;
  • Ликвидный долг – организация имеет хорошее положение на рынке, но не оплатила свой долг;
  • Неликвидный долг — организация имеет проблемы с рыночным положением, в связи с этим не может оплатить задолженность.

Предприятие с большими дебиторскими задолженностями становится не эффективно в коммерческом плане, в связи с этим стоимость предприятия в разы падает.

Если предприятие нацелено на коммерческий успех, то вопросы дебиторской задолженности у них стоят чуть ли не на первом месте.

Как взыскать дебиторскую задолженность?

Алгоритм действий:

  1. Необходимо рассчитать дебиторскую задолженность, к этой сумме приплюсовать проценты или штрафы за нарушение сроков оплаты, которые указаны в договоре.

  2. Попытайтесь в спокойном диалоге убедить дебитора вернуть долг, можно воспользоваться помощью третьего лица или удержать предмет сделки, из – за которого и весь спор.
  3. Следующим этапом идет написание досудебной претензии и ее отправка, необходимо дождаться, пока задолжник получит данную претензию.
  4. Идем в арбитражный суд и подаем иск о взыскании.
  5. Ожидайте судебного решения и того момента, пока данное решение вступит в свою законную силу.
  6. Отправьте обращение в банк или службу судебных приставов, чтобы начать исполнительные действия по взысканию задолженности.

Процессы управления задолженностью

Процесс управления можно разделить на несколько этапов:

  • Нормальный долг – долг, окончательные сроки выплаты которого еще не наступили;Этап планирования – на этом этапе руководство предприятия самостоятельно выбирает политику компании и регламент, по которому будет происходить работа с дебиторской задолженностью.
  • Этап координирования – сотрудники различных подразделений, проверяющие потенциальных контрагентов, которые оценивают долг и ведут переговоры с задолжниками.
  • Этап мотивации – мотивирование работников, которые работают с дебиторскими долгами.
  • Этап контроля за процессом.

Сотрудники организации работают с учетом задолженностей, периодически предоставляя отчет о проделанной работе руководителям организации. Сотрудники изучают причины, почему появились долги и делают работу над ошибками, чтобы в дальнейшем не было подобных инцидентов.

Составление досудебной претензии

В том случае, если через диалог с задолжником не получилось взыскать долг, то необходимо составить исковое заявление и прийти с ним в суд.

Если правильно составить претензию, то есть возможность решить вопрос не прибегая к судебному разбирательству, для этого следует указать:

  1. Сумму долга и документ, в котором расписаны все основания.
  2. Документы, которые подтверждают исполнения вами условия сделки.
  3. Нормы закона.
  4. Саму суть требований.
  5. Обращение в арбитражный суд, если долг не был выплачен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: