Формы и виды управленческой отчетности

Согласно законодательству, предприятия в России имеют некоторые обязательства по составлению разных видов отчётности предоставлению ее в государственные органы.

Для составления отчетов задействуется большой объем внутренних ресурсов. Многие предприятия занимаются формированием именно управленческой отчетности. Предоставлять ее в госорганы необязательно, но многие фирмы формируют ее, что требует не меньших усилий.

Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое управленческая отчетность — виды, формы.

Общие сведения

Определение

Под термином «управленческая отчетность» понимают комплекс документов внутри компании, содержащих цифры, которые отражают разные сферы бизнес-активностей компании.

СПРАВКА! Данный вид отчетности формируется по желанию компаний, добровольно. Отправлять ее в ФНС и другие госорганы не нужно.

Значение

Ролью управленческой отчетности является предоставление начальству предприятия  или его собственникам правдивых сведений о ходе дел на предприятии.

Управленческая отчетность ценна не тем, что в ней имеются внушительные цифры, а как раз за возможность отыскать недостатки в бизнес-модели компании, которые мешают ее росту и успеху.

Данный вид отчетности является значимой частью планирования. Документы, формирующие ее, имеют сведения, которые обладают большим значением для просчета перспектив введения различных решений на уровне менеджмента. Также управленческая отчетность помогает провести анализ того, в каких моментах начальство предприятия должно было принимать другие решения и с чем это может быть связано.

Плюсы управленческой отчетности 

Финансовая, бухгалтерская, управленческая отчетности различаются между собой, прежде всего, методологией. Бухгалтерская и финансовая отчетность собирают статистическую информацию, которая отражает оборачиваемость капиталов на разных участках бизнес-процессов. Управленческая отчетность не только отражает статистику, но и интерпретирует соответствующие цифры. Таким образом, руководство предприятия сможет не только видеть какие-то показатели, но и понимать, что они означают.

СПРАВКА! Рассматриваемый вид отчетности может вовремя обнаружить те участки бизнес-процесса, когда эффективность работы сотрудников мала.

Подробности

Содержание управленческой отчетности

Управленческая отчетность называется так, потому что документы адаптируются именно для конкретных руководителей. По этой причине они могут иметь очень много разновидностей.

Современная структура управления компаниями содержит обычно должности генерального директора и его заместителей. Заместители могут быть по производству, по финансовым вопросам, по продажам и так далее.

К примеру, управленческая отчетность для руководителя по производству может содержать следующие сведения:

Управленческая отчетность ценна не тем, что в ней имеются внушительные цифры— себестоимость производимой продукции;

— характеристику незавершенного процесса производства, выпуска товаров в соотнесении с заказами клиентов;

— количества произведенной продукции, отправленной на склад;

— складские остатки сырья, материалов, которые нужны для производства.

Периодичность создания отчетности

Лучше всего, чтобы сведения, предоставляемые в управленческой отчетности, не устаревали более чем на неделю. Иногда определённые предприятия могут определять свои ключевые показатели, которые нужно обновлять чаще. Периодичность составления управленческой отчетности регламентируется только внутренними документами компании.

Формы, порядок, алгоритм

Формы управленческой отчетности 

По сути этот вид отчетности носит неофициальный характер. Законодательством ее формы никак не регулируются. Поэтому они самостоятельно разрабатываются предприятиями, в зависимости от целесообразности структуры, к примеру, в зависимости от адресата отчетов.

Например, может быть так, что зам.директора по финансам захочет рассматривать табличные документы, а собственник предприятия привык работать с графиками, наглядно показывающий изменения прибыли в зависимости от разных факторов.

Порядок составления отчетности

Управленческая отчетность формируется решением двух задач:

  1. Сбор необходимых цифр, источником которых являются файлы, которые создаются производственными и бухгалтерскими подразделениями компании в процессе текущих активностей.
  2. Интерпретация собранных показателей, то есть анализ управленческой отчетности. Его осуществление может быть разным, в зависимости от того, куда эти документы будут передаваться. При этом детализация показателей может быть различной.

СПРАВКА! Иногда анализ цифр может совсем не понадобится, к примеру, если речь идет о передачи отчёта опытному директору по финансам. Возможно, он интерпретирует результаты лучше любого менеджера, поэтому ему хватит цифр, предоставленных в чистом виде.

Алгоритм создания отчёта 

Для начала нужно узнать, информацию какого рода желает видеть генеральный директор, а также его заместители и собственники и ее периодичность. К примеру, кто-то из них пожелает видеть отчет раз в неделю, а кто-то раз в месяц. Также составитель отчета должен с самого начала выяснить, данные какого типа будут приоритетными, а какого — второстепенными.

Вторым шагом является общение с бухгалтером на предмет поиска алгоритма, в рамках которого человек будет запрашивать необходимые ему цифры. Также составитель отчета может взаимодействовать с другими сотрудниками предприятия для сбора необходимых показателей. В организации должна появиться система управленческой отчетности, в которой будут принимать участие все необходимые сотрудники.

Затем нужно создать формы документов, где с одной стороны будут фиксироваться цифры, а с другой эти цифры будут интерпретироваться. При этом составитель отчетности может столкнуться с необходимостью формирования различных форм документов, чтобы адаптировать их под конкретных адресатов.

После этого идет само формирование отчетности. Если компания небольшая, то составитель отчетности может самостоятельно собрать необходимые цифры. Но скорее всего, ему потребуется помощь коллег по работе.

СПРАВКА! Эта задача может решиться с помощью издания руководством локальных правовых актов, которые обяжут отдельных работников содействовать работе составителя отчета.

Виды управленческой отчетности

Ролью управленческой отчетности является предоставление начальству предприятияПервым видом отчетности является управленческий баланс. Он имеет сходства с бухгалтерским. Отличается он функциональным предназначением. Управленческий баланс отражает цифры и интерпретирует их с точки зрения эффективности бизнес-модели предприятия, положения дел активов компании, обязательств предприятия перед партнерами и наоборот.

Цифры из бухгалтерской, финансовой, управленческой отчетности могут быть занесены в одни и те же формы. А вот интерпретация этих показателей может быть различной. Здесь нужно обращать внимание на то, кто является пользователями управленческой отчетности.

Баланс, который мы рассматриваем, предполагает включение сведений, интересным как директору, так и его заместителю, а также собственнику. Получается, что это универсальный документ.

Следующим видом управленческой отчетности является отчет о прибылях и убытках. При этом его обычно относят к источникам бухгалтерии. Этот документ относится к тем, которые организации обязаны предоставлять в регулирующие органы в порядке официальной отчетности. Кроме того, он может применяться как источник для создания управленческой отчетности. Это возможно благодаря довольно удобной структуре этого документа.

Отчет о прибылях и убытках фирмы отражает финансовые результаты активностей предприятия за определенный промежуток времени. Там фиксируются цифры, относящиеся к издержкам, доходам, а также финансовым результатам с увеличивающимся итогом. Данная структура отражает источники выручки, прибыльность компании, статьи расходов.

СПРАВКА! Данный документ, скорее всего, будет сопровождаться дополнительными источниками, где будут представлены необходимые разъяснения по цифрам, которые отражают расходы, доходы и прибыль компании.

Ещё одним важным документом является отчет о движении денежных средств. Этот документ отражает финансовые вливания компании в корреляции с источниками, а также расходы фирмы за определенный период времени. Отчет о движении денежных средств может отражать то, как идут дела на предприятии в части текущих результатов, в сфере ликвидности. Этот документ способствует оценке кредитоспособности компании. Этот отчёт может быть полезным как для руководителей компании, так и для ее собственников.

Главные типы управленческой отчетности, которые мы рассмотрели, могут быть дополнения разными другими источниками. Они могут быть похожи на рассмотренные нами, а могут быть основаны на совершенно других подходах к их формированию.

Виталий Белов/ автор статьи
Меня зову Виталий Белов и я автор этого сайта, мне 40 лет и я профессионально занимаюсь бизнесом более 15 лет. На моем счету много направлений, в которых я смог попробовать себя. В самом начале пути я открыл свое ИП по ремонту компьютерной техники, а после и свой магазин по продаже ноутбуков, ПК и комплектующих, сейчас это инвестиции в стартапы. Запустил сайт и делюсь опытом с читателями, если вам было полезно или есть опыт, жду ваших комментариев! Желаю вам прибыльного бизнеса!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о бизнесе и сервисах для предпринимателей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: