Система начисления премий сотрудникам на предприятии. Способы поощрений

Система поощрений сотрудников организации — это важная составляющая мотивации всего коллектива. Это стимулирует производство, задает положительную атмосферу во всех подразделениях. Кадровики считают, что для такого рода поощрений есть специальная система и свод правил. К тому же каждая премия должна быть официально оформлена и задекларирована.

Цель выплаты премиальных вознаграждений. Поощрения работников — один из методов, способный заинтересовать их и улучшить трудовой процесс. При наличии на предприятии премиальной системы оплат, …

окончательная сумма выводится по отдельной схеме. Основной заработок — это оклад сотрудника или ставка по сделке, к ней уже добавляется начисление за высокие показатели деятельности.

Общие сведения

Важно! Точное определение премии можно озвучить так — поощрение в денежном или другом эквиваленте, которое выдается за успешное окончание определенного периода в работе.

На предприятии каждая премия — это некая часть зарплаты, которая направлена мотивировать каждого работника и улучшить показатели его деятельности. Подобное вознаграждение эффективно решает вопросы, связанные с управлением.

Правила оформления поощрений

Каждую премию нужно оформить согласно правилам. Для этого существуют нормативные акты, которые прописаны в коллективном договоре и положении о премировании. В них есть порядок выдачи премий, который основывается на приоритетности и причинах.

Правила оформления поощренийПосле того как принято решение премировать сотрудника необходимо оформить приказ. Для этого может использоваться служебная записка или докладная от руководства или контролирующей работу структуры.

Важно! Готовый документ отправляется на подпись к вышестоящему руководителю, там он может прочитать основания для премирования сотрудника, оценку его работы. В приказе зачастую указываются все важные сведения о подчиненном, в том числе его статус.

Формально документ, в котором оформлена премия, является служебной запиской. В ней проставляется несколько подписей, количество которых зависит от руководящего звена в организации. В обязательном порядке в подписях фигурирует бухгалтерия. Иногда может понадобиться подпись кадровика для подтверждения указанных данных о работнике.

Большая часть дела, касаемо подготовки служебной записки о премировании лежит на плечах отдела кадров, и только после она предается главному руководителю подразделения. С ним уже решается вопрос с видом премии и датой.

Разновидности и меры поощрения

Бывает несколько видов поощрения, и какому из них отдать предпочтение решает руководитель. Премия может быть материальной, моральной, правовой. Каждая из них имеет свое воздействие, но в любом случае оно сказывается положительно на результате дальнейшей работы.

Прежде чем решить премировать сотрудника нужно знать о видах премии, и какие из них работают максимально хорошо:

  1. Материальные поощрения включают в свой список деньги и ценные подарки. Но на вид нужно смотреть по ситуации, потому что будет странно получить за звание лучшего работника месяца кресло.
  2. Правовое поощрение — это легкое ослабление трудовой дисциплины, к которому относится внеплановый выходной или дополнительные дни к отпуску.
  3. Моральная премия — это в первую очередь грамота, благодарность.

Ко всем категориям можно отнести разовую выплату премий. Она дается при конкретных достижениях, в том числе за стаж, качественное выполнение срочного заказа, к юбилею и прочее.

В целом система поощрений зависит от конкретного предприятия или фирмы, в этом случае учитывается основная деятельность, специальности сотрудников и объемы работ.

Подробности

Документация, связанная с премиями

Трудовой кодекс говорит, что премию руководитель может назначать по своему усмотрению, и не обязан это делать принудительно. Он самостоятельно утверждает систему оплат, в которой учитываются и поощрения.

Система вознаграждений может быть сдельной или по окладу, и она официально задокументирована.

Важно! Если в документации организации описана система оплат, в которую входит премия, начальник обязан начислять премии согласно этому постановлению. При несоблюдении этого правила, сотрудники могут подать жалобу в инспекцию по защите прав трудящихся. Именно поэтому все условия должны быть правильно отражены и в понятном контексте.

Основные документы, в которых отражается формат подобных выплат:

Каждую премию нужно оформить согласно правиламТрудовой договор, в котором указаны условия начисления и выплаты заработной платы и дополнительных выплат в виде бонусов и премий. Текст должен содержать четкую информацию, по которой работник знает о сроках и размерах денежных выплат.

Информация о премировании в трудовом договоре отражается прямым пояснением условий или отсылкой к конкретному документу, в данном случае к внутреннему положению. В большинстве случаев оформить соглашение лучше вторым способом, потому что он намного удобней. При изменении условий, они отражаются во всех документах.

Положение о премировании и оплате труда содержит в себе все необходимые условия. В нем говорится о возможностях поощрений, видах премий и бонусов, их периодичности. Кроме того в документе указываются категории работников или конкретные отделы, должности, выдвинутые на премию за отчетный период.

В положении об оплате труда есть схема, по которой проводится начисление, оно может быть фиксированным, процентным, праздничным. Так же в нем можно найти все существующие условия, которые определил начальник, и они соответствуют другим утверждениям.

Коллективный договор заключатся между сотрудниками и предприятием, и в нем есть вся необходимая информация я в полном доступе по оплатам и начислением.

Важно! Каждый сотрудник расписывается в положении об оплате и в трудовом договоре, после того как ознакомится со всеми пунктами.

Нарушения, влияющие на размер премии

Рядом с описанием условий для начисления премий и их размерами всегда приведены причины, по которым данное вознаграждение может снизиться или вовсе отсутствовать.

Среди основных причин можно выделить:

  • перевод работника на другую низкооплачиваемую должность после выговора или замечания;
  • нарушение пожарной безопасности, правил охраны труда и трудового распорядка.
  • некачественная работа, несоответствующая технологическим процессам;
  • нарушение распоряжений полученных от руководителя или мастера;
  • потеря или нанесение ущерба оборудованию, изготовление брака;
  • несанкционированные прогулы, работа в нетрезвом состоянии;

Причины для снятия вознаграждения так же весомы, как и основания для премирования сотрудников и исполняются в полной мере.

Возможные ошибки при планировании поощрений

Первая ошибка, которая может повлечь дальнейшее недовольство всего коллектива — это отсутствие связи между премией и качеством работы сотрудника. Это может случиться, когда на предприятии раздача премий автоматизирована и не привязана к качеству работы.

Премирование производится в автоматическом режиме всего состава, при этом нет показателей эффективности, по которым можно вычислить реально возможные суммы премий.

Плохо, когда премия является основой для страха, сотрудники пребывают в стрессе боясь сделать ошибку или не выполнить план. Особенно, если из-за чьей-то оплошности может пострадать вся бригада.

Желательно чтобы сумма премий была не самая маленькая. Даже если это разовая премия за труд, она должна быть такого размера, чтобы мотивировать получить еще больше. Хороший размер материального поощрения равен 20% оклада. В таком случае нужно еще смотреть и на должность, тогда размеры могут регулироваться по другим критериям.

Если премия выплачивается за работу на высоком уровне, тогда между достижениями и выплатой не должно проходить много времени. Если на предприятии начисление происходит в конце каждого квартала, тогда показатели будут расти к концу периода, а вначале они будут наиболее низкими.

Важно! Для стабильности настроения в коллективе важно знать основные суммы премий при каждом случае. Эти данные можно прописать в коллективном договоре и изменять по мере необходимости.

В случае невыполнения норм или присутствия брака, необходимо принимать показания работника, слышать причины. Для этого можно писать служебные записки и объяснительные. Все эти важно уметь анализировать, вносить коррективы, если недостатки найдены в системе или в оборудовании.

Каждый добросовестный и опытный руководитель знает, что иногда служит наибольшей мотивацией для сотрудников. Иногда достаточно простой похвалы после недавнего выговора. Но бывает, что словестное поощрение наоборот расслабляет человека. При наличии наказания или штрафа, в виде поощрения можно считать частичную его отмену. Получается руководитель, должен обладать основами психологии, чтобы уметь правильно взаимодействовать с каждым подчиненным.

Виталий Белов/ автор статьи
Меня зову Виталий Белов и я автор этого сайта, мне 40 лет и я профессионально занимаюсь бизнесом более 15 лет. На моем счету много направлений, в которых я смог попробовать себя. В самом начале пути я открыл свое ИП по ремонту компьютерной техники, а после и свой магазин по продаже ноутбуков, ПК и комплектующих, сейчас это инвестиции в стартапы. Запустил сайт и делюсь опытом с читателями, если вам было полезно или есть опыт, жду ваших комментариев! Желаю вам прибыльного бизнеса!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о бизнесе и сервисах для предпринимателей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: