Деловая коммуникация – обмен информацией в области официальных отношений с целью решения определенных задач либо достижения конкретных результатов.
С этим видом общения каждый сталкивается ежедневно: на работе (общение внутри трудового коллектива), в школе (общение с преподавателями и одноклассниками) и т.д.
Главной целью деловой коммуникации является организация результативного сотрудничества в любой сфере деятельности.
Содержание статьи:
Общие сведения
У каждого участника такой коммуникации свой статус – руководитель, подчиненный, партнеры, коллеги и т.д.
Выделяют два типа деловой коммуникации:
- — вертикальный (субординационный) – возникает при общении людей, находящихся на разных уровнях иерархической лестницы (например, между руководителем и исполнителем),
- — горизонтальный (партнерский) – отношения между людьми одного уровня (например, между партнерами по бизнесу).
Чтобы достичь конкретных результатов от делового общения необходимо соблюдать определенные условия:
- Участники должны четко понимать цель дискуссии и быть заинтересованными в ее достижении (например, заключение договора между партнерами).
- Не стоит игнорировать правила делового этикета и субординацию. Деловой этикет предписывает не только правила представления и приветствия, манеры поведения и разговора, а также как получать и преподносить подарки, вести переписку и т.д.
- На общении не должно отражаться личное отношение его участников друг к другу (симпатии или антипатии к личности собеседника).
Подробности
Эмоции
Говоря о деловой коммуникации, необходимо контролировать свои эмоции, проявлять уважение к собеседнику, а также соблюдать формальные ограничения (протоколы, регламенты и т.д.). Особенно это важно при международном общении, ведь для каждого народа характерны свои нюансы в деловом общении. Например, американцы очень пунктуальны, они ценят свое время, поэтому сразу переходят к цели встречи, а вот для итальянцев опоздание вполне приемлемо, при этом к сути дела они приступают не сразу.
Деловая коммуникация может быть контактной и косвенной. Контактная коммуникация более результативна, так как в этом случае, собеседники общаются непосредственно с глазу на глаз. Косвенная коммуникация предполагает общение через дополнительные устройства связи: телефон, интернет и т.д.
Самыми распространенными формами деловой коммуникации являются:
— совещания,
— переговоры,
— консультации,
— интервью,
— презентации,
— конференции.
Этапы
Для деловой коммуникации характерны несколько этапов:
- Подготовка. Необходимо заранее четко определить цели и задачи предстоящего общения, выработать стратегию поведения. Очень важно произвести правильное первое впечатление – от этого будет зависеть результативность всего общения. Нужно сразу расположить к себе собеседника, заинтересовать его – иными словами, наладить контакт.
- Планирование. Лучше разработать план встречи (или переговоров): порядок предоставления определенной информации, ее аргументирование. Не стоит забывать, что деловое общение имеет временные ограничения, так как серьезные люди ценят свое время и используют его рационально, расписывая свои дни по часам.
- Дискуссия – непосредственное общение, при котором обсуждаются обозначенные ранее идеи и предложения для принятия конкретных решений.
Стоит отметить, что не для всех форм делового общения свойственны все вышеперечисленные этапы. Например, «холодный» обзвон клиентов не предполагает обсуждения, а при спонтанной встрече будет отсутствовать этап планирования.
Особенности
К особенностям делового общения можно отнести:
— регламентированность – соблюдение установленных ограничений и правил, определяемых должностными особенностями, видом общения, целям встречи и степенью официальности;
— соблюдение ролевого амплуа – каждый участник дискуссии исполняет свою роль, которой нужно соответствовать вне зависимости от того, кем человек является в другой ситуации. Например, на совещании директоров филиалов каждый представитель является исполнителем по отношению к руководителю головной компании, но в своих организациях они являются начальниками;
— высокая ответственность за результативность – каждый из участников заинтересован в достижении результата на максимально выгодных условиях.
Итоги
Успех от деловой коммуникации во многом зависит от правильно выбранной стратегии общения – грамотно построенного диалога с четким обозначением и обоснованием своей позиции с учетом интересов собеседника.