Развитие системы дошкольного образования в России

Когда речь заходит о профессиональной воспитательно – образовательной работе с коллективом детей, значит, имеют в виду дошкольное образование.

Система дошкольного образования в России  — это ясли, детский сад, группы с кратковременным пребыванием и центры дошкольного образования. Они могут быть разного вида, разных категорий, отличаться программой развития и воспитания. Но цель у всех одна – создать основу для разностороннего развития ребёнка от приобретённого им положительного жизненного опыта.

Дошкольному образованию определена большая значимость, особенностью которой является возраст ребёнка. Пребывание в дошкольных учреждениях доступно от двух месяцев  до семи лет. Это тот период времени в жизни детей, когда закладываются основы социализации, происходит интенсивное интеллектуальное, речевое, физическое и творческое развитие.

Общие сведения

Формы дошкольного образования в России дают возможность родителям сделать выбор в пользу ребёнка, учитывая особенности его развития и физического здоровья. Выбирая определённую форму дошкольного образования, родитель должен знать, какие существуют отличительные особенности, в каком направлении работает выбранное дошкольное учреждение.

Детский сад  — это учреждение, которое выполняет ООП ДО с группой детей в направлении общего развития. Ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 3 лет ждут в детском саду для детей раннего возраста, от 5 лет до 7 лет, — в детском саду предшкольного возраста. Если у ребёнка проблемы со здоровьем, ему необходимы регулярные санитарно – гигиенические процедуры, мероприятия по профилактике заболеваний, то можно выбрать детский сад присмотра и оздоровления.

Помочь детям с проблемами в физическом и психическом развитии смогут в детском саду компенсирующего вида. Иногда перечисленные формы детских садов объединяют в одном здании, организуя детский сад комбинированного вида. Желая заняться развитием ребенка, в каком – то конкретном направлении, родители могут обратиться в детский сад, который работает в направлении художественно – эстетическом, познавательно – речевом, физическом и т.д.

Форма дошкольного образования «детский сад – центр развития ребёнка» предполагает и реализацию программы дошкольного образования, и развитие детей по нескольким выбранным направлениям: социально – личностное, художественно – эстетическое и т.д.

Подробности

Закон Об образовании

Как и любое направление в образовании дошкольное образование регулируется законом «Об образовании». Какие формы и методы использовать в работе? Каково содержание и принципиальные подходы? К какому результату приведут разработанные и приступившие к реализации программы? Это только часть вопросов, ответы на которые работники системы дошкольного образования, родительская общественность нашли в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. ФГОС ДО ориентирует, в каком направлении идти для полноценного развития и образования детей дошкольного возраста, обеспечивая на выходе преемственность с начальной  школой.

В систему дошкольного образования в России  включены не только воспитание, развитие и обучение, но  ещё и оздоровление, и  присмотр за детьми, родители которых заняты трудовой деятельностью.

На сегодняшний день в России реализуют дошкольные образовательные программы около 45 тысяч учреждений ДО.

Особенности дошкольного образования в России

Дошкольное учреждение – это первая ступень выражены в целостном  подходе к процессу обучения и воспитания. В неё определено не только педагогическое направление, но и психологическое, и медицинское. Особое внимание уделяется формированию личностных, нравственных, моральных, эстетических качеств, а также развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Всестороннее развитие малышей обеспечивает окружающая среда, созданная в стенах ДО. Комфортная и уютная обстановка помогает создать эмоциональную устойчивость. Разнообразные образовательные программы дают возможность выбора вариантов для дошкольного учреждения, чтобы обеспечить полноценную работу по развитию способностей и склонностей детей в соответствии с их интересами.

Дошкольное учреждение – это первая ступень, по которой ребёнок начинает подъём к вершине социализации. Именно на педагогов —  дошкольников возлагаются обязанности помочь детям сделать первые шаги в этом направлении. ФГОС ДО поставил задачи, которые способны сориентировать воспитанников дошкольных учреждений при выходе из стен образовательного учреждения в школьную среду.

В задачи дошкольного образования в России включены вопросы коррекции. Медицинский персонал, психологи, педагоги физического воспитания работают над проблемами связанными с психологическим и физическим развитием детей, тем самым укрепляя их здоровье. Приоритетными задачами являются те, которые связаны с развитием индивидуальных качеств личности.

Разные формы организации занятий, позволяют увидеть творческий потенциал каждого воспитанника дошкольного учреждения, сформированность общей культуры, его  индивидуальные способности. Анализируя уровень развития ответственности, инициативности, самостоятельности, педагоги могут сделать вывод о том, насколько они смогли решить ещё одну задачу, поставленную перед ними ФГОС ДО, связанную с переходом детей в учреждения системы образования. Знания, заложенные в дошкольных учреждениях, дают возможность к быстрой адаптации к учебному процессу в школе и стремлению к успешности в учебной деятельности.

В задачах также затронут вопрос развития всех детей вне зависимости от их национальной и территориальной принадлежности, от занимаемого статуса и особенностей здоровья. Разнообразные программы, их вариативность, методы и формы воспитания предложены педагогам дошкольных учреждений для реализации учебно – воспитательного процесса, с учётом  возрастных особенностей детей от 2 месяцев до 7 лет. Семьи воспитанников также затронуты в задачах дошкольного образования. Речь идёт о взаимодействии учреждений дополнительного образования с семьями своих воспитанников для более успешного процесса развития, консультирования в вопросах, связанных с воспитанием и образованием.

Новые учреждения

С каждым годом в России появляются новые учреждения дошкольного образования, отвечающие самым современным требованиям. Комфорт, уют, оснащённость не только мебелью, игрушками, спортивным инвентарём, но и техническими средствами для проведения занятий, — вселяют надежду на повышение качества дошкольного образования.

Наряду с положительными моментами существуют в дошкольном образовании России и проблемы.

  1. Особое внимание уделяется формированию личностныхВ настоящее время не у всех детей есть возможность посещать дошкольные учреждения. При строительстве новых микрорайонов детские сады, как и школы, возводятся в последнюю очередь. Увеличение населения в данной территории создаёт проблемы мест в дошкольных учреждениях, либо переполненность групп.
  2. Недостаточно высококвалифицированных кадров, специализирующихся именно в области дошкольного образования.
  3. Существующие санитарные нормы и нормы пожарной безопасности не дают возможности уйти дошкольным образовательным учреждениям от безликости и унылости на фоне стерильности.

Итоги

Система современного дошкольного образования в России до сих пор нуждается в реформировании. Её проблемы тесно связаны с проблемами общества. Решить их помогут стратегические цели, реализация которых определяет перспективы развития дошкольного образования в России:

  • реализация образовательных программ, отвечающих современным требованиям;
  • образование должно быть демократичным;
  • подготовка квалифицированных кадров со специализацией «Дошкольное образование»;
  • обеспечение эффективности труда на контрактной основе;
  • реформирование в структуре органов управления образованием и т.д.

Только такие положительные изменения могут внести значимые преобразования в дошкольное образование России.

Виталий Белов/ автор статьи
Меня зову Виталий Белов и я автор этого сайта, мне 40 лет и я профессионально занимаюсь бизнесом более 15 лет. На моем счету много направлений, в которых я смог попробовать себя. В самом начале пути я открыл свое ИП по ремонту компьютерной техники, а после и свой магазин по продаже ноутбуков, ПК и комплектующих, сейчас это инвестиции в стартапы. Запустил сайт и делюсь опытом с читателями, если вам было полезно или есть опыт, жду ваших комментариев! Желаю вам прибыльного бизнеса!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о бизнесе и сервисах для предпринимателей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: