За последнее время отечественное образование пережило много перемен. Было реализовано несколько реформ в этом направлении. Поток информации, направленный на восприятие обучающихся, постоянно увеличивается, меняются методические основы педагогики.
На сегодняшний день в учебных заведениях широко используются современнейшие средства приема информации: интернет, компьютеры и др. Очень важно эффективно применять в учебном процессе современные подходы.
Самый продуктивный из них — системно-деятельностный подход в образовании. Он является основной составляющей Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Содержание статьи:
Общие сведения
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году
Основная его цель-развитие личности ребенка: умение строить планы, решать поставленные задачи, отвечать за итоги. Он дает возможность получения новых умений и знаний путем самостоятельного познания мира. Системно-деятельностный подход — это такой способ в педагогике, когда учащийся является деятельным субъектом процесса обучения.
Основная цель современного обучения направлена на формирование самостоятельного усвоения учебных действий, то есть развитие у ученика интереса к учебному предмету и самому учебному процессу. Иными словами, цель современной системы образования состоит в том, чтобы научить ребенка учиться самостоятельно, а не просто впитывать большой объем знаний. Главное направление этого метода обучения – внедрение ребенка в учебно-познавательный процесс.
Ожидаемым результатом должно стать формирование человека с твердой жизненной позицией как в обучении, так и самостоятельной жизнедеятельности. Такой человек сможет формулировать цели и задачи, найти их решение и нести ответственность за их результаты. Реализовать эти цели можно только в тесном взаимодействии ученика и педагога.
Основа процесса
Весь учебный процесс должен основываться на аспектах взаимопомощи и сотрудничества. ФГОС устанавливает перед педагогическим составом новые цели и вопросы:
— воспитание современной личности в соответствии с условиями, которые диктует информационное сообщество,
— формирование у учащихся способности самообразования и усваивания учебной информации и умения контролировать свои поступки,
— персональный подход к школьникам,
— развитие у учеников способностей к установлению контактов,
— применение креативного подхода при ведении педагогической деятельности.
Системно-деятельностный подход помогает продуктивно осуществлять эти задачи. Основным условием для внедрения стандарта является внедрение учеников в этот процесс, когда они сами последовательно будут моделировать действия, необходимые для приобретения знаний и решения задач.
Эффект
Эффективность данного подхода возможна при применении следующих приемов:
— жизнедеятельности,
— упорядоченности (системности),
— принятия решений (минимакса),
— духовного благополучия (психологического комфорта),
— созидания (творчества).
Подробности
Каждый из них позволяет формировать универсальные качества у детей, необходимые для успешного развития:
- Для осуществления принципа деятельности, преподаватель должен находить в процессе обучения такие методы, при которых учащиеся не просто впитывают готовый материал, но и сами его получают. Ученики в данном процессе активно участвуют, при этом они применяют в практической деятельности различные источники информации.
- Принцип системности — второй по значимости системно-деятельностного подхода. Его идея состоит в том, что учитель преподает учащимся целостную информацию о мире.
- Принцип минимакса — для его осуществления школа должна предоставить учащемуся возможности усвоение программы обучения на стандартном уровне.
- Принцип психологического комфорта — следуя этому принципу, учитель должен создать на уроке комфортную атмосферу и свести к минимуму возникновение негативных ситуаций. В такой атмосфере школьники будут хорошо воспринимать поступающую информацию.
- Принцип творчества — очень важен для формирования у школьников персонального опыта индивидуальной творческой деятельности.
В педагогической деятельности применяются следующие технологии:
— Проблемно-диалогическая — преподаватель строит программу урока на предложении учебного вопроса и поиске его решения. Взаимодействуя с преподавателем, ученики решают учебные задачи и в результате этой деятельности приобретают новые знания.
— Технология оценивания — способствует развитию у школьников мотивации к успеху. В результате применения этой технологии формируется способность к самооценке и самоконтролю.
— Технология продуктивного чтения — развивает способность к восприятию и пониманию прочитанного, а также способствует формированию собственной позиции после знакомства с полученной информацией.
Эффективность такого подхода возможна только в том случае, когда преподавательская деятельность на практике осуществляется в соответствии с принципами.
Учитель должен проводить урок (разделив его на этапы), согласно составленного плана, и, применяя основные принципы системно-деятельного подхода:
- На первом этапе учитель знакомит учеников с содержанием и целью занятия. Объясняет школьникам чему конкретно они должны научиться на уроке и каким образом это нужно сделать, какую работу должен ученик проделать, чтобы усвоить полученную информацию.
- Второй этап – мотивационный, учитель ориентирует и создает предпосылки для самостоятельной работы школьников, создавая атмосферу сотрудничества и отмечая успехи каждого ученика.
- На третьем этапе преподаватель готовит учебный материал по определенной теме и выделяет цели для урока. Вместе с детьми выбирает метод и определяет последовательность решения задачи.
- Следующий этап направлен на познавательный процесс и персональную деятельность каждого учащегося. Подбирая способы обучения, учитель показывает школьникам как нужно искать информацию в разных источниках (интернете, книгах) и как с нею работать (строить графики, схемы и т.д.). Задача учителя — использование в проведении учебного процесса современных интерактивных способов.
- Рефлексия – последний этап, на котором, вместе со школьниками подводятся итоги урока, где преподаватель учит учеников анализировать результаты своей деятельности, в соответствии с определенными критериями и дает домашнее задание.
Системно-деятельностный подход будет эффективен и полноценен в том случае, если его принципы правильно применяются в практической деятельности. Должна быть последовательная связь между предметами. Если на уроках ученики разбирают реальные примеры на стыке наук, то учебный процесс будет более интересным и занимательным, а как следствие, и школьная программа будет усваиваться лучше и активнее.
Наиболее важным этапом в процессе школьного обучения является начальная школа. Именно в это время формируется личность ребенка, его умение черпать информацию из различных источников, развивать свою самооценку, а также складывается его отношение к процессу обучения.
Учитель начальных классов строит свою работу применяя следующие особенности младших учеников:
— в этом возрасте информация лучше усваивается в игровой форме,
— у младших учеников слабо развиты объединяющие (коммуникативные) навыки,
— у детей этого возраста еще нет опыта самообразования.
Учитель должен при проведении урока использовать в образовательном процессе элементы игры, а также прививать детям навыки коммуникации, работая одновременно с несколькими школьниками. Применяя системно-деятельный подход в обучении младших школьников, педагог поможет развить навыки, необходимые для учебы в последующих классах.
Школьники по-разному усваивают программу обучения, в определенной степени это зависит от склонностей каждого ребенка. Дети-гуманитарии легко усваивают гуманитарные предметы: литературу, обществознание, историю, а для других проще даются точные науки: физика, математика, химия. Эти различия можно стереть с помощью системно-деятельностного подхода. Используя его методы ученики-гуманитарии будут самостоятельно подбирать необходимый материал, обсуждать во время учебных споров проблемные задачи, поэтому, внедряя современные методы появляется возможность усвоить те, обязательные для каждого, знания, предусмотренные ФГОС.
Можно выделить три группы результатов применения системно-деятельностного подхода:
- — личностные — к ним относится способность школьников к самостоятельному обучению, а также формированию персональных взглядов;
- — метопредметные — к ним относится способность учеников усваивать науки, вести диалог с преподавателем и одноклассниками во время учебного процесса;
- — предметные — к ним относится приобретение базовых знаний по школьным предметам и применение их в практической деятельности.
Итоги
Применение системно-деятельностного подхода помогает формированию и развитию личности, дети не просто усваивают программу обучения, но и получают полезный опыт, который смогут использовать в жизни и дальнейшей работе. Чтобы быть востребованным, современный человек должен уметь добывать нужную информацию, систематизировать ее и применять в своей жизнедеятельности.