Инновации в образовании – это новшества, способствующие росту качества процесса воспитания и образования. К нововведениям относятся изменения системы образования: единый государственный экзамен (ЕГЭ), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронный дневник, а также изменения традиционных способов и методов работы, направленные на повышение успеваемости школьников.
Инновационные технологии направлены на получение учащимися знаний, навыков, необходимых для формирования современной личности. Многим людям свойственно отрицать все новое, прогрессивное, поэтому существующие стереотипы, зачастую, мешают внедрению новых видов обучения.
Не все готовы к новым изменениям, перемене сознания, совершенствованию.
Содержание статьи:
Общие сведения
Поговорим о методах внедрения инноваций. Наиболее распространенными являются:
- — Инновации конкретизирующих документов — для внедрения нововведений выбирают учебное заведение и на его базе проводят экспериментальные исследования с целью оценки инноваций для последующего внедрения в систему образования. При положительных результатах полученный опыт внедряется в другие образовательные организации.
- — Инновации кусочного внедрения – представляют собой ввод нового конкретного элемента инновации.
- — Инновации «вечный эксперимент» — полученные результаты оцениваются в течение долгого промежутка времени.
При внедрении инноваций всегда возникают проблемы. Зачастую, преподаватели, работающие по старым программам, сознательно «тормозят» процесс, так как не хотят принимать новшества, менять систему обучения и развиваться. К этому побуждает еще и неуверенность в себе — она присуща учителям старой закалки. Они уверены в своем мнении, считают его неоспоримым, не стремятся к получению новых знаний, боятся принимать нестандартные решения и до последнего препятствуют новым изменениям в процессе обучения.
Подробности
Современный педагог должен постоянно работать над собой
…и повышать свой интеллектуальный уровень, ведь для формирования гармоничной личности необходимо внедрение инновационного образования. Поэтому, учитель должен идти на шаг впереди и активно поддерживать инновационные преобразования.
Инновация в учебном процессе в высших учебных заведениях (ВУЗах) представляет собой систему, состоящую из нескольких элементов:
— цель обучения,
— содержание программы образования,
— мотивация процесса преподавания,
— мотивация обучающихся и преподавателей,
— итоги деятельности.
В технологии обучения в ВУЗах можно выделить две составляющих, неразрывно связанных между собой:
- Организация процесса обучения студента.
- Контроль за осуществлением процесса образования.
Принцип традиционного преподавания состоит в подаче излишней информации в учебную дисциплину, а при инновационном образовании учебный процесс строится таким образом, что преподаватель выступает в роли наставника. Кроме этого, у студентов есть варианты для обучения дистанционно. Главная цель инновационного образования направлена на самосовершенствование и развитие аналитического мышления. Оценками итогов инновации занимаются эксперты-профессионалы.
Основными причинами, тормозящими инновационные процессы, являются:
— нехватка компьютеров и электронных средств в ВУЗах (отсутствие интернета, методических пособий для осуществления практической деятельности),
— недостаточная компетентность преподавателей в сфере информационно-коммуникационных технологий,
— уклонение руководящего состава ВУЗа от процесса внедрения инновационных технологий.
Чтобы избежать подобных проблем, необходимо проводить определенную работу по повышению квалификации преподавательского состава (семинары, конференции, переподготовку) и, просветительскую работу среди обучающихся по использованию новых компьютерных технологий.
О дистанции на обучении
В России, на начальном уровне, находится дистанционное обучение, хотя в странах Европы этот метод обучения давно и успешно применяется. По сути, это очень хорошая возможность получения высшего образования либо среднего специального для сельских жителей, не имеющих возможности обучения в крупных городах. Дистанционно можно прослушивать курс лекций, принимать участие в семинарах, сдавать экзамены. Инновации не только упрощают получение образования, но и снижают финансовые расходы.
Очень актуальны инновации в направлении дошкольного образования. Современный учитель, сам постоянно развивается и старается искать пути гармоничного развития и образования детей. Нововведения необходимы для того, чтобы дошкольные учреждения могли свободно конкурировать с другими образовательными заведениями. В детских садах вводятся новые программы воспитания, кроме этого, инновации внедряются и в другие направления: занятия с родителями, управленческую и кадровую работу.
Рассмотрим несколько примеров технологий инновации в сфере образования:
- Здоровьесберегающие — предназначены для укрепления физического здоровья у дошкольников. В связи с ухудшением экологии, внедрение этой инновации очень распространено. Основная их цель — улучшение физического состояния путем закаливания, реализации разного рода гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая). Благодаря таким мероприятиям у дошколят формируется положительное восприятие здорового образа жизни, детям преподают навыки, необходимые для оказания первой помощи. Современные инновации помогают развитию не только обычных детей, но и детей с ограниченными возможностями.
- Проектная — в процессе этой работы дети приобретают навыки деятельности в команде. Исследовательская деятельность является непременным условием каждой дисциплины. В этой деятельности задействованы и педагоги, и дети. Ее цель – решение задачи, нахождение ответов на поставленные вопросы на начальном этапе работы.
Проекты подразделяются на:
— индивидуальные, парные, групповые, фронтальные (это зависит от количества участвующих),
— творческие, информационные, игровые (зависит от способа проведения),
— краткосрочные, долговременные (зависит от продолжительности),
— общественные, культурные, семейные (зависит от выбранной темы).
Сегодняшняя отечественная система образования находится в стадии перемен, которые выражаются в применении новых программ, инновационных видов образовательных заведений, применении современных технологий в педагогике. Все это требует от учителя активности и эрудиции, способности к самосовершенствованию и самоанализу, готовности следовать нововведениям.
В Российском образовании, вызывает особый интерес произошедшие инновации двухуровневого высшего образования. Первая ступень длится 3-4 года, вторая-1-2 года. Выпускникам магистратуры предоставляется право дальнейшего обучения в аспирантуре, затем в докторантуре. Новшеством, в направлении получения высшего образования является получение кредита на престижное образование.
Итоги
Информационно-коммуникационные технологии в образовании в современном мире стали очень популярны и востребованы. Компьютер стал обычным необходимым явлением везде: дома, в детском саду, в школе, в институте. С помощью применяемых программ у детей формируется интерес к разным наукам, развивается логическое и ассоциативное мышление.
С помощью компьютерных программ ребята учатся моделировать различные ситуации, находить методы их решения. Можно создать программу под конкретного ребенка и наблюдать за его ростом, как личности. Все нововведения, внедряемые в учебные государственные организации направлены на всестороннее развитие подрастающего поколения.