Основным показателем успеха деятельности компании является показатель объема продаж.
Он выражается в фактическом количестве реализованных товаров или сумме денег, поступивших на счёт после реализации товаров.
Прочитав эту статью, вы узнаете все про объем продаж — что это такое и как рассчитать показатель.
Содержание статьи:
Общие сведения
Виды
В бухгалтерском анализе рассчитывают чистый, валовый, критический и целевой объем продаж. Показатель нужен при анализе затрат, прибыли, точки безубыточности. Главным показателем является объем продаж организации, отражающий итоги ее работы. Он даёт информацию о том, какое количество товаров сделала и продала организация. От результата расчета зависит прибыль и цена бизнеса.
Объем продаж (ОП) является результатом деятельности организации, представленный суммой выручки, которая получена за рассматриваемый промежуток времени продажи товаров.
СПРАВКА! В финансовом анализе объем продаж выражается в денежных единицах, например, рублях, долларах, евро и других. Но для управленческого учёта можно пользоваться и натуральными единицами (штуками, килограммами, метрами и так далее).
Показатель объема продаж наиболее удобно рассматривать как реальная сумма денежных средств, поступившая на счёт организации в течение конкретного периода времени.
Затем на основе полученного показателя, рассчитываются остальные:
- При вычитании из объема продаж себестоимость продукции, получится показатель валовой прибыли. Он более точно показывает эффективность деятельности фирмы.
- При сопоставлении индикатора с переменными и постоянными затратами, получают точку безубыточности.
ВАЖНО! Анализируя объем продаж, нельзя сопоставлять его с показателями других организаций или среднеотраслевым значением. Его можно сравнивать только с результатами работы той же организации за прошлые периоды или плановыми ориентирами.
Коэффициент объема продаж уменьшается, если:
— уменьшается число проданных товаров;
— уменьшается цена за одну единицу товара.
Коэффициент объема продаж увеличивается, если:
— увеличивается количество реализованных товаров;
— растет цена за одну единицу товара.
Объем продаж выражает не только результаты деятельности компании, но и ситуацию на рынке. К примеру, если спрос на товар уменьшается, появился хороший заменитель, вступили в силу законы-ограничения, то он будет уменьшаться.
Классификация
Сегодня имеется несколько видов показателя объема продаж:
- Валовый — сумма продаж за конкретный период по полным ценам. Здесь не учитываются возвраты, скидки и другие поправки.
- Чистый — предыдущий (валовый) показатель с вычетом скидок, льгот, возвратов и других поправок. Этот показатель помогает использовать его при расчете оценки эффективности работы организации и прогнозировании.
- Целевой — этот показатель получают расчетным путем на основании данных о целевой прибыли.
- Критический — самый минимально возможный показатель, при котором компания может избежать убытков, даже при неблагоприятном спросе.
Расчет объема продаж
Для этого расчета не хватает информации из публичной финансовой отчётности фирмы.
ОП = (УПЗ + EBIT)/(Цед — Пред), где
УПЗ — сумма условно-постоянных затрат (это такие расходы, которые не меняются даже при изменении объема выпуска продукции);
ЕBIT — прибыль до налогообложения;
Цед — цена за одну единицу товара;
Пред — переменные затраты на единицу продукции (затраты, которые могут варьироваться вместе с изменением объема выпуска продукции).
Значение ОП и его анализ
По той причине, что в формуле расчета объема продаж присутствуют различные показатели, то он нужен для анализа:
— изменения реального объема продаж;
— динамики изменения цен;
— непостоянство затрат на производство и сбыт;
— маргинального дохода;
— спроса на ранке и других.
ВАЖНО! Совокупный объем продаж — абсолютный показатель. Сравнивать его можно с данными конкурентов, если брать в расчет оценку рыночных долей. В других случаях нужно анализировать динамику объема продаж и его близость к целевому значению.
Не существует общего для всех значения объема продаж. Любая организация сама для себя определяет целевые значения и критический объем продаж, становящиеся ориентирами изменения показателя.
Для того, чтобы узнать, как рассчитать критический объем продаж, пользуются следующей формулой:
КОП = УПЗ/(Цед-Пред),
потому что прибыль в точке безубыточности = 0.
Пример расчета коэффициента
Для того, чтобы понять принцип применения расчета ОП на практике, рассмотрим пример. Для этого возьмем фирму, которая продает известную модель камер видеонаблюдения.
В случае продажи фирмой нескольких видов товаров, имеющими разные затраты и цены, объем продаж должен рассчитываться для каждого из них отдельно.
Пример «Расчет объема продаж для фирмы по продаже камер видеонаблюдения»
2017 | 2018 | 2019 | |
Прибыль до вычета налогов, тыс.руб. | 370 | 392 | 401 |
Цена за 1 штуку товара, тыс.руб. | 18 | 19 | 22 |
Пред на единицу продукции, тыс.руб. | 10 | 10 | 12 |
УПЗ, тыс.руб. | 52 | 55 | 60 |
Объем продаж, тыс.руб. | 52,75 | 49,67 | 46,10 |
Исходя из таблицы, понятно, что за три года у рассматриваемой компании снижается объем продаж. Такая тенденция проходит на фоне увеличения прибыли до уплаты налогов и стоимости единицы продукции. Поэтому, отсюда становится ясно, что причина кроется в уменьшении количества реализованной продукции.
Также заметно, что критический объем выпуска у рассматриваемой фирмы варьируется с годами.
СПРАВКА! Пока реальное значение объема продаж не будет близко к критическому значению, начинать какие-то действия не нужно, однако уже нужно следить за сложившейся неблагоприятной тенденцией.
Начальство организации в обязательном порядке должно владеть актуальной информацией о показателе объема продаж. Это необходимо для обеспечения его положительной динамики и нахождения в списке лидеров выбранной сферы. Анализ продаж способствует тому, чтобы продавать только те товары, которые являются рентабельными и пользуются спросом.