Менеджмент — формирование и развитие системы управления

- распределение деятельности на специализации,Менеджмент — это наука, которая занимается исследованием природы управления трудом, а также принципами и условиями, влияющими на его эффективность. История менеджмента начинается с древних времен и продолжается по наши дни.

Зарождение менеджмента приходится на период перехода от охоты и собирательства к производству.

Самая простая форма управления была в первобытном обществе, где управление строилось не отдельными личностями, а всеми членами рода.

Первая система управления

Она была сформирована в Древнем Египте, где был установлен жесткий контроль за рабочим процессом, проводился анализ деятельности и выявлялись причины невыполнения установленного плана. Надо сказать, что мнения мыслителей Древнего Египта несколько отличались по определению самого понятия управления. К примеру, по мнению Сократа, самое важное, чтобы человек был на своем месте и качественно выполнял работу, Платон считал, что управление — главное звено в обеспечении жизни общества, а Аристотель видел необходимость в присутствии управляющего, контролирующего работу рабов.

Наука о менеджменте постоянно развивается, проводятся исследования и создаются новые направления. В конце 19 — начале 20 века стали создаваться крупнейшие предприятия, появилась необходимость изменения системы управления производством. Далее схему управления совершенствовали школы научного управления.

Самое важное внимание в данном направлении отводится наибольшей эффективности управления производственным процессом и трудом.

Подробности

Основные факторы системы научного менеджмента

— использование техники для эффективной деятельности крупного бизнеса,

— стремление людей любыми методами достичь максимально эффективного выполнения работы.

Главные принципы научного управления:

— распределение работников в соответствии с разработанными тестами,

— исследование временных затрат работника,

— распределение деятельности на специализации,

— применение стимулирования труда,

— разделение ответственности между персоналом.

Для классической школы управления характерно выделение главенствующей роли руководства и исключение индивидуальных инициатив работников.

Мотивы

В этом направлении можно выделить следующие организационные мотивы, которые применимы и в современном обществе:

— разделение деятельности,

— переход целей от руководства к работникам,

— ограниченное количество работников.

Постепенно с развитием двух школ, менеджмент стал взаимодействовать с психологией, стал учитываться в управлении человеческий фактор, что позволило усовершенствовать социальную структуру предприятий. Стали применяться тесты на определение профессиональной пригодности.

Основные факторы школы человеческих отношений:

— взаимодействие руководства и сотрудников,

— общение психологов с персоналом,

— организация различных мероприятий,

— приветствие неформальных течений.

По мнению психолога Мэйо

…на качество труда и отношение к трудовой деятельности огромное влияние оказывает неформальная обстановка в коллективе. Общение с людьми может благотворно влиять на успешность работы.

Смысл его теории состоит в том, что каждого работника нужно мотивировать для того, чтобы максимально раскрыть его потенциал. Среди минусов этого направления нужно выделить недостаточное внимание к технологическим аспектам и недостатки в плане применения системных решений задач.

Поведенческая школа приобрела популярность в 60-е годы. Ее главными задачами являются:

— изучение поведения человека,

— изучение проблем социального характера,

— улучшение отношений между отдельными людьми,

— повышение роли авторитета в обществе,

— поведенческие стереотипы,

— совершенствование трудовых задач и уровня деятельности.

В соответствии с концепцией школы науки управления все управленческие задачи решаются путем разработки и внедрения конкретных моделей:

— обозначение проблемы,

— разработка и изучение модели обстоятельства (ситуации),

— замещение словарного анализа численными значениями.

Используя ситуационный подход,

…школа науки определила взаимосвязь между происходящими переменами: внутренними и внешними. Многие внутренние проблемы предприятия зависят от внешних перемен (например, от внешней среды).

Определенный успех школе науки принесло использование системного подхода, который нашел применение в 50-х годах. Ранее этот подход применялся только в точных науках, его цель: использование взаимосвязанных факторов для выполнения одной задачи.

В эти же годы школа научного управления стала широко использовать системный анализ, главной задачей которого является взаимосвязь отдельных ситуаций, участвующих в построении одной общей модели. Надо сказать, что в данном вопросе поведенческая школа имела больший успех, это связано с тем, что основная часть проблем зависит от человеческих отношений. Далеко не все предприниматели принимали достаточно непростые методы школы научного управления.

Поговорим о развитии менеджмента в России

История развития менеджмента в нашей стране значительно отличается от этого процесса в странах Запада. Свое начало она берет с времен Руси, но как самостоятельную науку, ее принято считать с конца 19-го века. Достаточно низкий уровень развития экономики сдерживал инновационные процессы в промышленности страны. Однако, с течением времени на смену аграрным пришли индустриальные течения. Ученые проводили исследования, устанавливали взаимозависимость между явлениями и создавали свои методы управления.

С развитием производства возникла потребность в развитии управления, так как без грамотно построенного менеджмента невозможно эффективное производство на предприятии. В связи с этим, понадобились новые управленческие кадры.

Громадную роль в развитии менеджмента сыграл П.А. Столыпин — именно его заслуга в формировании основных принципов теории менеджмента в России. Его программа реформ касалась всех областей государственного управления. После Октябрьской революции менеджмент был ориентирован на классовое разделение и пролетарскую идеологию. Этот период является началом развития отечественных школ менеджмента.

В 30-е годы, в СССР был издан первый советский учебник по организации производства, кроме того, была создана система подготовки кадровых работников с высшим и средним образованием, появилась новая специальность – инженер-экономист, которая впоследствии стала главной среди специальностей в сфере экономики. Позже, в период сталинских репрессий, развитие менеджмента было остановлено на долгое время, так как в этот период многие ученые были репрессированы.

В военные годы система управления не подверглась значительным переменам, главным ее принципом был хозрасчет при применении командных методов управления, и, только в конце 50-х годов исследования в области менеджмента стали расширяться. Следующее десятилетие связано с открытиями в области математики, статистики, появилась кибернетика – новый раздел экономики. В решении задач управления стало применяться математическое моделирование.

В 70-е годы в менеджменте появился новый подход – общая теория систем, позволивший взглянуть на организацию как на сложную систему, стало явно прослеживаться несоответствие социализма и рынка.

На рубеже 70-80-х годов стали создаваться учреждения по проблемам управления экономикой. В их функции входило:

— сбор и анализ результатов по науке управления в мире,

— разработка и внедрение научно-исследовательских проектов,

— формирование консультирования по проблемам управления (менеджмента).

90-е годы можно охарактеризовать как начало современной истории развития менеджмента, управление менеджментом напрямую зависело от уровня развития производства товаров, технических и технологических процессов, происходящих в обществе. В этот период большее количество проблем объяснялось неготовностью России к кардинальным переменам.

Основными принципами сегодняшней системы управления являются:

— применение в управлении как ситуационного подхода, так и системного,

— инновационные предложения,

— ответственность управления (менеджмента) перед обществом,

— ориентирование на возможности людей.

Итоги

В управлении менеджментом необходимы постоянные преобразования для обеспечения нормальной эффективной деятельности. В современном мире менеджмент является важнейшей реальностью. Для его развития необходимы новые знания, исследования, изучение опыта других стран. Любое предприятие должно иметь эффективное управление, которое обеспечит стабильное положение на рынке.

Подготовка квалифицированных менеджеров должна основываться не только не освоении принципов и способов деятельности людей в области управления, а также развитии и обучении умению прогнозировать предстоящие перемены и вырабатывать необходимую стратегию управления.

Виталий Белов/ автор статьи
Меня зову Виталий Белов и я автор этого сайта, мне 40 лет и я профессионально занимаюсь бизнесом более 15 лет. На моем счету много направлений, в которых я смог попробовать себя. В самом начале пути я открыл свое ИП по ремонту компьютерной техники, а после и свой магазин по продаже ноутбуков, ПК и комплектующих, сейчас это инвестиции в стартапы. Запустил сайт и делюсь опытом с читателями, если вам было полезно или есть опыт, жду ваших комментариев! Желаю вам прибыльного бизнеса!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о бизнесе и сервисах для предпринимателей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: