Роль руководителя в организации деятельности

Любое предприятие не может функционировать без руководителя – должностного лица, выполняющего в соответствии с действующим законодательством особую функцию, согласно, трудового договора.

Руководитель — это работник, наделенный правом принимать ответственные решения по вопросам управления с целью осуществления эффективной деятельности предприятия, а также несущий ответственность за деятельность подчиненного персонала. К категории руководителей относят специалистов: генерального директора, начальника отдела, управляющего, заместителей и т.д.

Большинство сотрудников стремятся занять руководящие должности, но, далеко не все понимают, что для этого недостаточно обладать только профессиональными навыками и знаниями. Кроме этого, руководитель должен иметь личностные данные, организаторские способности и управленческие качества.

Цели и задачи руководителя

На сегодняшний день основная задача руководителя состоит в том, чтобы правильно построить организаторскую деятельность, а это творческий процесс. Чем выше занимаемая должность и труднее объект управления, тем больше потребности в творческом подходе. Для того, чтобы работа была организована эффективно и качественно, необходимо грамотно организовать производственный процесс. Сбои в работе, прежде всего, указывают не на низкое исполнение обязанностей работников, а на плохое качество управления.

Если руководитель не уделил должного внимания постановке задачи и алгоритму решения, то шансы на успешное ее выполнение минимальны. В данной ситуации, действуют две модели:

  1. Главный объем работы руководитель взваливает на себяГлавный объем работы руководитель взваливает на себя, а его подчиненные выполняют лишь второстепенные функции из серии «подай-принеси». В случае, если работа выполняется неэффективно, рассматриваются вопросы об увеличении штата сотрудников, уменьшении объема работ, подбор классных специалистов, повышение мотивации подчиненных.
  2. Выполнение работы перекладывается на подчиненный персонал, при этом понятно, что ожидать блестящих результатов не стоит, работа будет выполнена, но не так как планировалось. Когда «прогнозы» сбываются, планируются те же мероприятия, что и в первом случае.

Подробности

В экономике существует классификация специалистов

Такое разделение позволяет обрисовать грани влияния. Для работодателя это важно: зная к какой категории в соответствии с кадровой структурой относится специалист, проще определить насколько эффективно он работает. Наиболее распространенной классификацией руководителей является код Адизеса (PAEI).

В соответствии с данным разделением, среди работников управления выделяют:

— специалист (продюсер), производящий продукт — его работа направлена на увеличение доходности предприятия; как правило, его деятельность очень продуктивна;

— администратор — его деятельность направлена на организацию работы персонала;

— предприниматель — его деятельность заключается в аналитике процесса реализации продукции на рынке и внедрению новых предложений;

— интегратор-профессионал — деятельность которого направлена на совершенствование и развитие внешних связей и сплочение коллектива работников предприятия.

Данную классификацию не особо приветствуют экономисты и психологи, считая, что у современного успешного руководителя должны сочетаться все эти качества (либо большинство из них) одновременно.

В разных ситуациях и на разных этапах управления функции руководителя могут иметь неоднозначное применение. Например, на этапе создания предприятия нужны руководители-предприниматели, которые руководствуются концепцией созидания и развития, принимают рискованные решения, не боятся за них отвечать и руководители-лидеры, способные увлекать коллектив открывающимися перспективами, развивать способности людей и направлять их на выполнение поставленных целей.

В период стабильной деятельности важна роль руководителей-плановиков, действия которых направлены на выполнение текущей работы, организации планирования и развития с минимальным риском и руководителей-администраторов, которые ведут деятельность в соответствии с утвержденными планами, направляют и контролируют работу путем издания приказов, применения систем поощрений и взысканий.

Уровни

В литературе по экономике существует разделение сотрудников управления, в зависимости от возложенных на них функций, на уровни:

  1. Высшее звено – к данному уровню относятся руководящие работники, на которых возложена ответственность за работу всей компании. В их функции входит разработка главного направления работы производства, принятие основных решений, разработка планов, расчет бюджета и т.д. Только данная категория сотрудников наделена полномочиями по внедрению новых производственных идей, заключению договоров, совершению юридических действий разного характера, продаже компании либо покупке и т.д. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, его заместитель, управляющий, исполнительный директор, председатель совета директоров. Занимать должности данного уровня – задача очень ответственная, требующая обширных знаний, полной самоотдачи и врожденных лидерских качеств.
  2. Среднее звено – деятельность этих руководителей направлена на выполнение задач, поставленных вышестоящими начальниками, распределяя их за подчиненными низшего уровня. Сотрудники среднего звена могут влиять на деятельность предприятия вносимыми на рассмотрение предложениями и идеями по деятельности компании, искать пути решения поставленных высшим руководством задач. Помимо этого, они являются связующим звеном между высшим руководством и работникам низшего звена. К руководителям среднего уровня относятся начальники цехов, начальники отделов и т.д. Назначение на должность либо освобождение осуществляется главным руководителем или его заместителем, перед которыми руководители среднего звена несут ответственность за выполнение заданий во вверенных им коллективах.
  3. Деятельность руководителей низшего звена связана непосредственно с работниками-исполнителями, выполняющими производственный процесс. Именно они повседневно осуществляют управление персоналом. Кроме того, что на них возложены контролирующие функции, данная категория представляет интересы сотрудников-исполнителей. К таким работникам относятся мастера участков, менеджеры и т.д. Руководители низшего звена могут премировать либо налагать на них взыскание, делая представления соответствующего характера руководителям подразделений или предприятия.

Кроме того, в зависимости от области влияния и выполняемых обязанностей, руководящий состав разделяют на линейный и функциональный.

С психологической точки зрения руководителей можно классифицировать на следующие виды:

— лидер — призван окружающих «заряжать» энергией и энтузиазмом к активной деятельности и внедрению новшеств,

— деспот — его деятельность построена на строжайшем выполнении установленных правил и требований,

— дипломат — воспринимает рабочий коллектив как единую команду, возникающие проблемы решает корректно и цивилизованно,

— гуманист — воспринимает коллектив как семью, культивирует корпоративную этику,

— демократ — воспринимает себя как часть коллектива, делит с остальными сотрудниками свои полномочия.

Обязанности

В перечень обязанностей руководителя, помимо всего прочего, входят следующие навыки:

Выполнение работы перекладывается на подчиненный персонал— информирование – заключается в процессе доведения известной ему информации до подчиненных, в противном случае могут возникнуть разногласия в коллективе и недоверие к деятельности самого начальника;

— оценка — руководитель должен оценивать деятельность как отдельных сотрудников, так и коллектива в целом — это поможет корректировать ситуацию к лучшему, при необходимости;

— чувство перспективы — руководителю не нужно концентрировать внимание исключительно на решении оперативных задач (к примеру, текучести кадров), но он должен всегда помнить о поставленных целях и делать все для их достижения;

— планирование — необходимо не только определение конечного результата, но и разработка плана (алгоритма действий) для его достижения;

— контроль и корректировка — для руководителя важно обеспечить понимание и согласованность действий в процессе деятельности разных структур предприятия и постоянный контроль за результатами работы;

— делегирование — качество рабочей деятельности руководителя предприятия зависит от умения правильно распределить выполнение обязанностей как заместителям, так и другим сотрудникам.

Итоги

В повседневной деятельности не только подчиненный персонал зависит от руководителя, но и руководитель во многих аспектах зависит от подчиненных (например, от их знаний и навыков работы, умения и готовности выполнять поставленные задачи и пожелания руководства). Кроме подчиненных, руководитель зависит от коллег и деловых партнеров, благодаря взаимодействию с которыми он может успешно выполнять возложенные на него функции.

Виталий Белов/ автор статьи
Меня зову Виталий Белов и я автор этого сайта, мне 40 лет и я профессионально занимаюсь бизнесом более 15 лет. На моем счету много направлений, в которых я смог попробовать себя. В самом начале пути я открыл свое ИП по ремонту компьютерной техники, а после и свой магазин по продаже ноутбуков, ПК и комплектующих, сейчас это инвестиции в стартапы. Запустил сайт и делюсь опытом с читателями, если вам было полезно или есть опыт, жду ваших комментариев! Желаю вам прибыльного бизнеса!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о бизнесе и сервисах для предпринимателей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: