Трасологическая экспертиза – для чего нужна и в каких случаях проводится

Трасологическая экспертиза – для чего нужна и в каких случаях проводитсяЧто такое трасологическая экспертиза? Это анализ и исследование отпечатков и следов, возникших в следствии ДТП для того, чтобы определить их историю происхождения, как они появились и кому (чему) принадлежат.

Данная экспертиза необходима для восстановления полной картины дорожно-транспортного происшествия в деталях и возможности определения виновного в аварии лица.

Общие сведения

Проведение трасологической экспертизы необходимо:

  • - для определения соответствия конкретного повреждения на автомобиле обстоятельствам происшествия,— в сложных и спорных ситуациях, возникших в результате ДТП — для восстановления реальной картины действий водителей,
  • — для определения был ли конкретный автомобиль на месте происшествия,
  • — для определения соответствия конкретного повреждения на автомобиле обстоятельствам происшествия,
  • — для того, чтобы установить виновность (невиновность) участников дорожного движения в образовании аварийной ситуации,
  • — для определения страховых выплат, в случае если страховая компания необоснованно занижает сумму страховки.

Проведение экспертизы целесообразно как в отношении транспорта и предметов, так и в отношении живых существ.

Подробности

Поговорим о видах и специфике трансологических исследований. Все они могут использоваться в проведении расследования и выявлении причин ДТП:

гомеоскопическая экспертиза — исследуются следы человека, независимо от их происхождения (отпечатки пальцев, следов (обуви или ног), зубов, любых частей тела, одежды). Отпечатки могут многое пояснить об оставившем их человеке. Кроме физических данных (рост, размер ладони, возраст и т.д.) можно представить и другие параметры (походка, характер движения и т.д.);

— механоскопическая экспертиза — необходима для изучения характера повреждений и отпечатков, оставленных на вещах;

экспертиза замков — кроме исследования параметров замков, устанавливает их состояние на период проведения экспертизы (исправность механизма, наличие следов взлома, способ вскрытия замка (ключом либо отмычкой), а также время эксплуатации механизма;

— изучение пломб — главная задача экспертизы – определение их целостности, при этом исследуются вопросы:

  • совершались ли попытки нарушения пломбы,
  • сколько раз накладывали пломбу,
  • соответствует ли оттиск, оставленный на пломбе конкретному пломбиру,
  • относятся ли предъявленные следствию инструменты к вскрытию данной пломбы,
  • возможность извлечения из конкретной пломбы проволоки, при этом, не нарушив ее поверхности;

— изучение отпечатков производственных механизмов на предметах — исследование определяет связь предмета и оборудования. Рассматриваемые при этом вопросы:

  • какое оборудование использовалось для изготовления предмета, представленного к исследованию,
  • какие именно механизмы и станки использовались при изготовлении,
  • какие именно, изъятые у подозреваемого аналогичные предметы изготавливались на одном и том же оборудовании;

— транспортная экспертиза — исследование отпечатков автомобильных шин, вмятин и царапин на транспортном средстве и т.д. Проведение транспортно-трасологической экспертизы при совершении ДТП необходимо в том случае, когда участвующие в происшествии стороны не согласны в оценке повреждений либо страховая компания отказывается выплачивать ущерб или занижает реальный размер выплаты, ставя под сомнение характер повреждения обстоятельствам аварии;

— исследования отпечатков животных — изучаются следы от лап животных (от подков), в ходе экспертизы устанавливают:

  • какое именно животное оставило отпечатки,
  • количество животных,
  • направление движения животного.

Помимо следов, могут изучаться отпечатки зубов животного. Задачи данного вида экспертизы можно разделить идентификационные (определить какому объекту принадлежит след) и диагностические.

Второй вид рассмотрим подробнее:

  • - в сложных и спорных ситуациях, возникших в результате ДТП - для восстановления реальной картины действий водителей,нужно определить возможность идентификации (часто оттиск следа бывает смазанным, нечетким, в этом случае проведение экспертизы затруднено, а иногда и невозможно),
  • определить промежуток времени появления следов (это важно при расследовании ДПТ, отпечатки на дорогах под воздействием природных условий (дождь, снег и т.д.) могут быстро прийти в негодность для исследований либо снизится достоверность результатов,
  • изучение следов, образовавшихся в результате взаимодействия двух предметов (происходит деформация более мягкого предмета и на нем остается след от более твердого),
  • определить в какой последовательности образовались следы от автомобильных шин машин-участников аварии (если это ДТП), кроме того, экспертиза может установить очередность появления следов, оставленных в разное время человеком, животным либо транспортным средством,
  • изучение автомобиля-участника ДТП очень важно для ведения расследования происшествия (имеет большое значение определение скорости движения, а также возможности избежать столкновения и т.д.);

— причинно-следственная связь – устанавливается исходя из проведенных исследований. Выводы экспертизы играют важную роль в ведении расследования ДТП и в принятии решения судом, а также используются страховыми компаниями для признания случая «страховым».

В случае ДТП, если у вас возникли сомнения в объективности исследования судом, вы вправе провести независимую экспертизу и оспорить ранее признанные результаты.

Рассмотрим порядок проведения трасологической экспертизы:

  1. Начальным этапом является выбор экспертного учреждения (компании) — для этого нужно ознакомиться с разрешительной документацией на проведение экспертной работы, почитать отзывы клиентов о работе компании, убедиться в профессионализме и опыте, работающих в ней экспертов. Как правило, серьезные компании бесплатно проводят предварительную консультацию.

  2. Далее следует подготовка материалов — необходимо сформировать пакет документов, в который входят:
  • — протокол,
  • — схема ситуации, составленная сотрудниками ГИБДД и участниками ДТП,
  • — фотографии с места ДТП, видео со следами ТС либо их положения после взаимодействия,
  • — материалы с видеорегистратора, установленного в автомобиле,
  • — протокол о проверке и технического состояния транспортных средств,
  • — водительские удостоверения,
  • — справка о подтверждении ДТП (из полиции),
  • — пояснения очевидцев и свидетелей ДТП.
  1. Эксперт должен осмотреть место происшествия, имея при себе все необходимые инструменты (фотоаппарат, лупу, рулетку, пинцет, емкости для образцов, слепочные массы).
  2. После подписания договора, нужно определить место проведения экспертизы транспортного средства (лучше всего – в автосервисе). Эта экспертиза важна также, как и с места ДТП.
    1. В ходе ее определяется:
    • — имеются ли на транспортном средстве следы от другого автомобиля,
    • — модель автомобиля, оставившего след,
    • — какой частью транспортного средства нанесен удар,
    • — направления движения и под каким углом было столкновение,
    • — скорость движения,
    • — состояние протектора,
    • — механизм повреждения.
  1. Для выявления скрытых повреждений, необходимо частично разобрать и исследовать агрегаты и узлы автомобиля. Это помогает определить характер повреждения деталей автомобиля.
  2. С помощью специальных компьютерных программ воссоздается реальная картина аварии (это помогает судьям представить реальную ситуацию конкретного ДТП максимально точно).
  3. Полученное заключение экспертизы можно использовать как в суде, так и для решения вопроса о выплате в страховой компании.

Итоги

Назначение данной экспертизы может инициировать любой из участников аварии, страховая компания, суд (в случае, судебного разбирательства между сторонами ДТП), органы правопорядка (если возбуждено уголовное дело).

Стоимость трасологической экспертизы может составлять от 7 000 до 25 000 рублей, в зависимости от сложности ДТП (например, массовое ДТП), сроков представления заключения (чем быстрее, тем выше цена), а также от дополнительных услуг (к примеру, выезд на место происшествия).

Виталий Белов/ автор статьи

Меня зову Виталий Белов и я автор этого сайта, мне 40 лет и я профессионально занимаюсь бизнесом более 15 лет. На моем счету много направлений, в которых я смог попробовать себя. В самом начале пути я открыл свое ИП по ремонту компьютерной техники, а после и свой магазин по продаже ноутбуков, ПК и комплектующих, сейчас это инвестиции в стартапы. Запустил сайт и делюсь опытом с читателями, если вам было полезно или есть опыт, жду ваших комментариев! Желаю вам прибыльного бизнеса!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о бизнесе и сервисах для предпринимателей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: